logo
экономический анализ

Анализ прибыли организации

 

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий экономический результат деятельности организации. Рост прибыли оп­ределяет рост потенциальных возможностей организации, повы­шает степень ее деловой активности. В зависимости от размера прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивиден­дов и других доходов.

Различают следующие показатели прибыли:

Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы.

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения ± Отложенные налоговые активы – Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль.

 

Анализ уровня и динамики прибыли деятельности организации проводится в несколько этапов:

 анализируется структура и динамика изменения прибыли;

 проводится факторный анализ показателей прибыли;

 проводится анализ качества прибыли;

 проводится анализ использования чистой прибыли.

 

Анализ прибыли начинается с расчета изменения суммы прибыли в абсолютном и относительном измерении.

Абсолютное изменение рассчитывается как разница между суммами прибыли в отчетном и базисном периодах.

, где

Ппр – изменение прибыли от продаж;

П1пр – величина прибыли от продаж в отчетном периоде;

П0пр – величина прибыли от продаж в прошлом периоде;

 

Относительное изменение рассчитывается как процентное отношение абсолютного изменения прибыли к сумме прибыли в базисном периоде.

 

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках прибыль от продаж рассчитывается как разница между выручкой и расходами по основной деятельности, которые включают себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расхо­ды. Следовательно, сумма прибыли от продаж зависит от изменения выруч­ки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Поэтому, абсолютное изменение прибыли от продаж являет­ся следствием изменения названных факторов.

Влияние изменения выручки на сумму прибыли определяется следующим образом:

Влияние изменения себестоимости на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:

Влияние изменения коммерческих рас­ходов на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:

Влияние изменения управленческих рас­ходов на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:

Совокупное влияние факторов должно соответствовать абсолютному изменению прибыли: