Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
Размерная группа/ отрасль
| Процент предприятий, для которых загрузка производственной мощности составляет
| |||
менее 30%
| 31-40%
| 41-50%
| всего менее 50%
| |
Промышленность в целом
| 36,9
| 17,2
| 13,2
| 67,3
|
Мелкие предприятия (численность занятых не более 200 человек)
| 38,4
| 18,3
| 14,8
| 71,4
|
Средние предприятия (численность занятых от 200 до 1000 человек)
| 34,3
| 16,1
| 13,1
| 63,5
|
Крупные предприятия (численность занятых свыше 1000 человек)
| 38,8
| 17,1
| 10,6
| 66,5
|
Химическая и нефтехимическая промышленность
| 49,1
| 17
| 13,2
| 79,3
|
Машиностроение и металлообработка
| 43,6
| 21,6
| 12,5
| 77,7
|
Легкая промышленность
| 47,8
| 15,2
| 11,8
| 74,8
|
Лесная промышленность
| 29,4
| 13,8
| 15
| 58,2
|
Пищевая промышленность
| 27,2
| 17,2
| 13,8
| 58,2
|
Полиграфическая промышленность
| 23,2
| 19,6
| 7,1
| 49,9
|
Промышленность строительных материалов
| 12,6
| 12,6
| 12,6
| 37,8
|
Источник: опрос Центра экономической конъюнктуры за III квартал 1996 г.
I
Итак, факторы стратегического и нестратегического характера, действующие в отрасли, порождают барьеры входа/выхода на рынок, которые препятствуют или замедляют проникновение новых фирм на данный рынок.
Абсолютные и относительные преимущества в совокупных издержках, эффект масштаба, эффект разнообразия и наличие больших необратимых издержек минимально эффективного выпуска объективно способствуют созданию барьеров входа, они не зависят от поведения фирмы (определяются фундаментальными условиями отрасли), то есть носят нестратегический характер.
Политика ограничительного ценообразования (установление цены на уровне, при котором на рынке может эффективно существовать только одна фирма), инвестиции в оборудование (наличие незагруженных мощностей как угроза быстрого расширения производства при попытке вторжения новой фирмы), расходы на рекламу и создание имиджа фирмы, дифференциация продукта, увеличивая минимально эффективный выпуск в отрасли, порождают барьеры стратегического характера, то есть барьеры, вызванные стратегической политикой фирмы.
Отсутствие барьеров входа/выхода даже при наличии небольшого числа фирм в отрасли приводит к снижению долгосрочной прибыли фирмы до нуля, что дает возможность характеризовать такие рынки, как квазиконкурентные, то есть подобные конкурентным по результатам их функционирования.
* * *
Исследование типов барьеров входа, создающих основы доминирования на рынке, было начато Бэйном [4]. Именно его концепция легла в основу большей части этой главы. В качестве стратегического барьера Бэйн анализировал ценообразование при абсолютном преимуществе доминирующего агента в издержках. В противоположность этому подходу, Модильяни и Сайлос-Лабини [15; 19] исследовали возможность назначения ограничивающей вход цены при отсутствии абсолютного преимущества в издержках. Развитие теории доминирования и политики ограничения входа связано с анализом методов и условий эффективности стратегических действий лидера на рынке.
В рамках технологического подхода концепция инвестиций в избыточную мощность как стратегических барьеров входа была развита Дикзитом [11], а модель инвестиций в НИОКР - Джилбертом и Нью-бери [13], а также Брандером и Спенсером [7].
В рамках контрактного подхода исследуются главным образом барьеры входа, которые могут быть объяснены теорией трансакционных затрат. Политика ограничивающего вход ценообразования проводится, как правило, в условиях асимметричной информации об уровне затрат фирмы, уже действующей на рынке. Милгром и Робертс [14] показали, что в этих условиях относительно низкая цена выполняет дополнительную функцию - роль сигнала о низких затратах на единицу продукции. Такой сигнал ослабляет заинтересованность потенциальных конкурентов входить на рынок. Бэгвел и Рэми [2] показали, что роль сигнала о низких затратах могут успешно выполнять и расходы на рекламу.
Контрактный подход к фирме предлагает и самостоятельную интерпретацию происхождения барьеров входа. В качестве барьеров могут служить особенности контрактов между фирмой, действующей на рынке и дистрибьюторами ее продукции [1]. При выборе типа контракта и его длительности фирма, доминирующая на рынке, сталкивается с проблемой асимметричной информации об уровне эффективности потенциального конкурента и вероятности попытки внедрения его на рынок, а кроме того, она должна учитывать, что перед такой же проблемой стоит потенциальный конкурент. Длительность контракта служит сигналом для потенциального конкурента. Так, краткосрочный контракт может расцениваться в качестве сигнала для покупателей (клиентов) о низкой возможности входа конкурентов на рынок.
В рамках стратегического подхода большое внимание уделяется дифференциации продукта (например, модель Боннано [6]), а также рекламе (модели Спенса [18], Куббина [9], Шмалензи [17]).
Отдельное место в теории отраслевой организации занимает концепция рынков, на которых отсутствуют барьеры входа для потенциальных конкурентов [5].
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика