logo
Учеб по Экономике отрасли Авдашева, Розанова

Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия

В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли и монопольную власть отечественных производителей на рынке. Напротив, наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень их конкуренции на внутреннем рынке, создает возможности эффективной ценовой дискриминации и приводит к повышению цен - а следовательно, и монопольной власти -на внутреннем рынке.

На рынках со значительным импортом/экспортом показатели концентрации, вычисленные без учета иностранной конкуренции на основе долей отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке, могут не отражать реальную картину - могут переоценивать либо недооценивать наличие и уровень концентрации и рыночной власти. Поэтому все показатели концентрации для таких рынков надо корректировать на величины импорта и экспорта. При определении показателей концентрации на внутреннем рынке необходимо учитывать не только собственно внешнеторговые операции фирм, но и передачу ими готовой продукции по согласшениям типа толлинга. Толлинг - долгосрочный контракт, предусматривающий, что право собственности на произведенный алюминий принадлежит поставщикам сырья (глинозема) Произведенный алюминий вывозится за рубеж, однако в отличие от собственно экспорта, продается не предприятиями-производителями, а их партнерами-поставщиками сырья.

В табл. 2.3 приведен расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана на рынке алюминия на основе данных о долях производства и с учетом толлинговых операций Значение индекса, рассчитанное на основе данных о производстве, составило 0,1785, а с учетом толлинговых операций - 0,1565. Видно, что толлинговые операции снижают концентрацию, и возможно, монопольную власть российских производителей алюминия на внутреннем рынке. В действительности концентрация на внутреннем рынке алюминия еще ниже, поскольку помимо толлинговых контрактов российские предприятия активно осуществляют экспорт товара.

Таблица 2.3

Показатели концентрации на российском рынке алюминия с учетом и без учета толлинга

Предприятие (алюминиевый завод)

Объем производства, 1995, тыс тонн

Толлинговая квота, 1995, тыс тонн

Объем продаж на внутр. рынке, тыс тонн

Доли отечеств производства

Доли продаж на внутр рынке

Братский

756

431

325

0,27

0,23297491

Красноярский

739

408

331

0,26392857

0,23727598

Саянский

335

175

160

0,119642857

0,114695341

Новокуэнецкий

265

114

151

0,09464285

0,10824372

Иркутский

206

136

70

0,07357142

0,050179211

Волгоградский

141

70

71

0,05035714

0,05089605

Надвоицкий

56

30

26

0,02

0,01863799

Кандалакшскии

63

36

27

0,0225

0,01935483

Волховский

15

5

10

0,00535714

0,00716845

Уральский

65

0

65

0,02321428

0,04659498

Богословский

159

0

159

0,05678571

0,113978495

ВСЕГО

2800

1405

1395

ИНДЕКС Херфиндаля-Хиршмана

0,178477041

0,156492851