Антимонопольная политика отдельных развитых стран
В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).
Здесь контролю подвергаются:
- приобретения активов предприятия полностью;
- приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы,
- любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;
- любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.
Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; когда фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает следующие факторы:
- доля рынка;
- финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
- доступ к каналам распределения;
- связи с другими предприятиями;
- барьеры входа на рынок;
- наличие товаров-субститутов;
- возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
При этом фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если у них есть сильная власть над третьей стороной на рынке.
Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм) рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются следующим образом:
1/3 рынка для одной фирмы;
не менее 50 процентов рынка для трех фирм;
не менее 2/3 рынка для пяти фирм.
В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование) Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.
При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:
влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
влияние государственной отраслевой политики на занятость в Великобритании.
В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий, за исключением средств массовой информации и банков, а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии - 1-10 процентов оборота.
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд. иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своих участиях в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
• в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;
• в случае необходимости выполнения зарубежных обязательств Японии;
• для поддержания курса иены;
• в интересах занятости;
• в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.
Особенностью отличается и антимонопольная (скорее, однако, промонопольная) политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать средние и мелкие предприятия - своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось также создание региональных правительственных агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.
В 80-е годы национальным лидерам отводится роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентноспособными в этих нишах рынка. 90-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям - нишам экономики - для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции, подготовку рабочей силы, государственные закупки товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются:
• коллективные ограничения торговли;
• злоупотребления доминирующим положением;
• контроль уровня розничной цены;
• дискриминация покупателей.
К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия по конкуренции и Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния и поглощения.
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика