Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
Долгое время в мировой экономической науке и практике традиционным было отождествление монопольной власти с высоким уровнем концентрации продавцов на рынке. Постепенно происходило осознание того факта, что монопольная власть может сочетаться с достаточно низкой концентрацией продавцов на рынке. Одним из примеров монопольной власти, сочетающейся с низким уровнем концентрации, является монопольная власть на региональном рынке, предполагающая высокий уровень концентрации на общенациональном уровне. Другим примером служат вертикально интегрированные структуры. Так, при наличии высокой степени вертикальной интеграции вертикальных ограничений российский рынок бензина невозможно причислять к конкурентным.
В начале 1980-х годов в мировой экономической мысли был сделан следующий шаг по пути уточнения взаимосвязи концентрации и монопольной власти - теория квазиконкурентных рынков. Если рынок является квазиконкурентным, цена на нем равна средним издержкам, отраслевой выпуск производится с наименьшими издержками. Угроза входа со стороны потенциальных конкурентов заставляет крупного производителя снижать цену и увеличивать объем продаж. Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективный выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого-либо экономического агента без специального вмешательства государства. Отсутствие барьеров входа/выхода даже при наличии небольшого числа фирм в отрасли приводит к снижению долгосрочной прибыли фирмы до нуля, что дает возможность характеризовать такие рынки, как подобные конкурентным по результатам их функционирования, хотя по поведению фирм и формально структурным признакам (небольшое число фирм, дифференциация товара и т. д.) эти рынки были бы олигопольными или монополизированными, Наиболее типичным (если не единственным) примером квазиконкурентных рынков в западной экономике считается рынок услуг авиационного транспорта. Применительно к другим рынкам считается, что в любой отрасли существуют хотя бы минимальные необратимые издержки и/или время реакции старых фирм достаточно мало, так как они обладают преимуществами опыта функционирования. Отсюда делается вывод, что теория квазиконкурентных рынков мало применима на практике.
Не такое положение складывается в российской экономике. На наш взгляд, теория квазиконкурентных рынков является чрезвычайно актуальной для анализа положения предприятий в современной российской экономике. Для многих рынков необходимые условия эффективной конкуренции даже при высокой степени концентрации продавцов на рынке выполняются, поскольку:
• производство демонстрирует положительную отдачу от масштаба, так как реальный объем выпуска значительно ниже производственной мощности предприятий. Если фирма выпускает товара меньше своей производственной мощности, то с ростом выпуска издержки на единицу продукции снижаются. Даже без специального исследования зависимости издержек на единицу продукции от выпуска можно с полным основанием предполагать, что при коэффициенте использования производственной мощности ниже 60-70% отдача от масштаба производства будет положительна.
Традиционной для западной экономической теории служит трактовка избыточных мощностей как разновидности стратегических барьеров входа. Крупные предприятия, располагающие избыточными мощностями, приобретают возможность в ответ на вход потенциального конкурента увеличить объем продаж, понизить цену и предотвратить тем самым сокращение контролируемой ими доли рынка. На наш взгляд, такая трактовка избыточных мощностей в современной российской экономике была бы абсолютно неадекватной. С точки зрения здравого смысла, трудно предположить, что в целях стратегического предотвращения входа фирма будет сознательно сокращать коэффициент использования производственной мощности до 40-50%, те более что предотвратить вход в данном случае невозможно - увеличение отраслевого выпуска в несколько раз может быть, как правило, достигнуто формально вообще без входа конкурентов - за счет более полного использования мощностей уже действующими в отрасли предприятиями. Нами было установлено, что, к примеру, для нефтехимической промышленности в целом, крупные предприятия имеют более высокую степень загрузки производственных мощностей. Иными словами, экономический смысл избыточных мощностей в экономике, переживающей спад, меняется на диаметрально противоположный - относительно низкий уровень избыточных мощностей можно рассматривать как реализацию конкурентных преимуществ крупных производителей;
• барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов достаточно низки, так как выпуск дополнительного объема продукции не требует создания дополнительных производственных мощностей. Так, например, при данных производственных мощностях объем отраслевого выпуска на рынке синтетического каучука может быть увеличен в 3,5-4 раза. Низкими являются и географические барьеры входа на рынок. Предприятия-производители синтетического каучука достаточно равномерно распределены (с учетом плотности потенциальных потребителей) по двум осям: Красноярск - Омск - Стерлитамак - Тольятти и Ярославль - Тула - Воронеж - Волгоград. Для синтетического каучука относительно невысоко влияние транспортных тарифов на цену приобретения: за период 1994-1996 гг. удельный вес транспортных расходов в цене приобретения колебался в границах от 0,9 до 4,8%. Следовательно, уровень региональной монопольной власти должен считаться относительно невысоким.
Довольно невысокий уровень рентабельности производства синтетического каучука (15% в 1994 и 27% в 1995 в сравнении с 49% в 1990 году) также можно рассматривать в качестве косвенного свидетельства в пользу предположения о том, что рынок синтетического каучука относится к квазиконкурентным рынкам.
Дополнительным аргументом в пользу признания рынка каучука и сходных с ним рынков квазиконкурентными может служить установленная обратная связь между размерами предприятия и его устойчивостью на рынке. Для рынка синтетического каучука характерны существенные размеры предприятий (численность занятых в пределах от 1195 человек на предприятии КП «Стерлитамакский завод синтетического каучука» до 8819 человек в Тольяттинском ТПО «Синтетический каучук»), что наряду с высоким уровнем производственных мощностей усиливает «угрозу» лидирующим по объему реализации продавцам со стороны остальных производителей отрасли.
Такая ситуация характерна не только для производства и реализации синтетического каучука. Невысокий уровень промышленного производства в сравнении с объемом производственных мощностей создает ситуацию с высокой «угрозой входа» на значительной части отраслевых рынков в России.
Безусловно, не все отраслевые рынки будут однородны в этом отношении. Как показал опрос Центра экономической конъюнктуры, в третьем квартале 1996 года наибольший масштаб проблема избыточных мощностей приобрела в химической и нефтехимической отраслях, машиностроении и металлообработке, а также в легкой промышленности. Относительно благополучно обстоит дело в промышленности строительных материалов (табл. 4.1). При этом различия показателя коэффициента использования производственной мощности связаны не с размерами предприятий, а с отраслевыми особенностями.
Таблица 4.1
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика