Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
Рассмотрим город, где хлебом торгуют только два магазина, расположенных на противоположных концах города. Расстояние между продавцами будем считать равным единице. Продукты обоих продавцов одинаковы по всем характеристикам, кроме расположения (благодаря этому модель Хотеллинга иначе называют моделью пространственной дифференциации продукта (spatial differentiation). В течение дня каждый покупатель приобретает только одну буханку хлеба (мы предполагаем так называемый единичный спрос). На расстоянии, разделяющем продавцов, покупатели расположены равномерно. Предпочтения покупателей идентичны, максимальная готовность платить за товар составляет θ. Транспортные расходы на единицу товара (в нашем условном примере буханку хлеба) составляют t для расстояния между двумя продавцами (равного 1). Транспортные расходы включают в себя как явные, так и неявные затраты.
Д ля каждого продавца чистая цена, которую он может получить за свой товар, зависит, с одной стороны, от максимальной готовности платить за товар, с другой стороны, от удаленности покупателя от продавца. Чем дальше покупатель расположен от продавца, тем ниже чистая цена, которую может получить продавец. Для первого продавца зависимость его чистой цены от местоположения покупателя описывается формулой P1 = θ - tX, где X - расположение покупателя, принадлежит интервалу [0; 1], для второй фирмы Р2 = θ - t(l - X) (рис. 6.3).
Видно, что удаленность снижает возможности фирм конкурировать Друг с другом. Так, покупатель, расположенный в точке X1 на рис. 6.3 готов приобретать товар у первой фирмы по цене P1 (X1). Чтобы он согласился переключиться на товар второго продавца, тот должен назначить на товар цену существенно ниже. На рисунке видно, что дифференциация продавцов создает «зону чистой монопольной власти» первой фирмы, где покупатели не готовы приобретать товар у второго продавца ни при какой положительной цене. Аналогичной «зоной чистой Монополии» располагает и вторая фирма. Объем спроса на товар первой и второй фирмы определяется расположением покупателя X', для которого расходы на товар первого и второго продавца с учетом транспортных расходов равны: θ - tX' = P2 = θ - t(l - X'). Покупатели, расположенные «левее» того из них, кто безразличен между приобретением товара у рассматриваемых фирм, предпочитают товар первой фирмы, расположенные «правее» - товар второй фирмы. Если фирмы назначают одинаковые цены, равные θ - 0,5t, они делят рынок пополам (рис. 6.3).
Остаточный спрос на товар продавца 1 в модели Хотеллинга представлен на рисунке 6.4. Первый участок линии остаточного спроса соответствует области монопольной власти (см. рис. 6.3), объем спроса на товар продавца зависит от его цены как
θ – P1
X1 = ———
t
Второй участок линии остаточного спроса соответствует области ценовой конкуренции. На этом отрезке фирмы обладают возможностью борьбы за передел рынка: покупатель будет приобретать товар даже у более отдаленного от него продавца, если тот назначает более низкую цену с учетом транспортных расходов. На этом участке объем остаточного спроса на товар фирмы описывается формулой
P2 – P1
X1= 0,5 + —————
2t
Итак, цена, которую может назначать первая фирма на свой товар, ограничена:
• максимальной готовностью платить за товар фирмы θ;
• ставкой транспортных расходов t;
• ценовой конкуренцией со стороны второй фирмы.
Сказанное целиком относится и ко второй фирме.
Повышение транспортных тарифов оказывает противоречивое влияние на экономическое положение продавцов. С одной стороны, зоны монопольной власти фирм увеличиваются применительно к кругу покупателей, готовых приобретать товары фирм по любым положительным ценам, продавцы становятся монополистами (рис. 6.3). С другой стороны, снижается чистая цена, которую продавцы могут получить при данной максимальной готовности потребителей платить за товар.
Достаточно существенный рост транспортных тарифов приведет к возникновению «мертвой зоны» - потенциальных потребителей, настолько удаленных от продавцов, что фирмы не могут рассчитывать получить никакой положительной цены (см. рис. 6.3). Протяженность «мертвой зоны» показывает потери общественного благосостояния вследствие роста транспортных тарифов.
Модель «линейного города» Хотеллинга может рассматриваться как общая модель дифференциации продукта, а не как отражение частного случая дифференциации - дифференциации локальной. Чтобы распространить методологию модели Хотеллинга на более широкий круг проблем, будем считать, что расстояние между продавцами отражает различие потребительских характеристик товаров двух производителей (например, когда первая фирма продает крепкое пиво, а вторая - безалкогольное). Транспортные расходы будем рассматривать как денежный эквивалент потери полезности потребителя, в принципе предпочитающего крепкое пиво, но вынужденного пить безалкогольное. Иначе говоря - как сумму скидки, необходимую для того, чтобы предпочитающий крепкое пиво покупатель сделал выбор в пользу безалкогольного (или наоборот). Тем самым транспортный тариф становится отражением степени приверженности марке, рост транспортного тарифа - роста приверженности марке. Таким образом, аппарат модели Хотеллинга позволяет сделать вывод относительно влияния изменения приверженности марке на положение фирм-продавцов: рост приверженности марке снижает ценовую конкуренцию и укрепляет основы монопольной власти.
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика