Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
Проблемы асимметричной информации существуют не только на товарных рынках. Не меньшее влияние асимметрия информации оказывает на развитие рынков факторов производства. Рассмотрим проявление неполноты и асимметрии информации на рынке кредитов.
Спрос на заемные средства определяется уровнем эффективности инвестиционных проектов фирмы. Чем выше показатели эффективности инвестиционного проекта, тем выше максимальная ставка процента, которую в состоянии уплатить фирма. Собственно эта максимальная ставка процента (reservation interest rate) равна внутренней норме доходности (internal rate of return) - такой ставке дисконтирования, при которой чистая текущая ценность инвестиционного проекта (разность между текущей ценностью потока чистой выручки и текущей ценностью инвестиционных затрат) равна нулю. Если ранжировать инвестиционные проекты по убыванию внутренней нормы доходности, равновесной ставкой процента будет та, при которой кредитом воспользуются фирмы, имеющие инвестиционные проекты с внутренней нормой доходности, большей или равной ставке банковского процента. Использование заемных средств под процент, превышающий внутреннюю норму доходности, приносит фирме убытки. Равновесие на рынке кредитов, при котором заемными средствами пользуются только те проекты, внутренняя норма доходности которых больше либо равна ставке банковского процента, является Парето-эффективным.
Простая модель равновесия на рынке кредитов существенно изменится, если мы предположим, что:
• существует асимметрия информации об уровне внутренней нормы доходности инвестиционного проекта между кредитором и заемщиком;
• осуществление инвестиционного проекта и связанные с ним риски находятся вне контроля кредитора;
• при выборе инвестиционного проекта кредитор и заемщик в силу институциональных условий демонстрируют разное отношение к риску.
Рассмотрим проблему «кредитор-заемщик» на условном примере. Фирма просит у банка 10 000 млн. руб. на осуществление инвестиционного проекта длительностью 1 год. В случае удачного осуществления инвестиционного проекта фирма выплачивает кредитору долг с процентами. В случае неудачного осуществления инвестиционного проекта фирма становится банкротом. И тогда получение кредитором хотя бы части суммы кредита становится весьма проблематичным. Для фирмы величина чистых потерь, связанных с банкротством (явных и неявных - расходы на ликвидацию, на судебные издержки, потеря марки и репутации и т. д.) составляет 2 000 млн. руб.
Фирма имеет три варианта осуществления инвестиционного проекта, характеризующиеся следующими параметрами:
Вариант
| Вероятность удачного осу-ществления проекта р
| Кредитный риск
| Чистая выручка инвестора, млн руб
| Ожидаемая чистая выручка, млн руб
| |
в случае удачного осуществления проекта Net Rev1
| в случае неудач-ного осуществ-ления проекта Net Rev0
| ||||
1
| 0,8
| низкий
| 17500
| 5000
| 15000
|
2
| 0,5
| средний
| 25000
| 5000
| 15000
|
3
| 0,2
| высокий
| 55000
| 5000
| 15000
|
Зависимость величины чистой выручки в случае удачного осуществления проекта от вероятности его осуществления описывается формулой Net Rev1 = 5 000 + 10 000/р, где р - вероятность успешного осуществленния инвестиционного проекта. Конкретный вариант осуществления инвестиционного проекта фирма выбирает после предоставления кредита. Поскольку ожидаемая чистая выручка одинакова для всех вариантов осуществления проекта, но уровень риска для них различен, то при условии что фирма не склонна к риску, она будет выбирать из доступных вариантов осуществления инвестиционного проекта вариант с наименьшим уровнем кредитного риска. Выбор варианта осуществления инвестиционного проекта с наибольшей вероятностью успешного осуществления при данной ставке процента в интересах банка, поскольку для него ожидаемая прибыль отрицательно зависит от уровня кредитного риска.
Предположим, что банк является монополистом в отношении фирмы. Банк, как никакой другой экономической агент, обладает широкими возможностями ценовой дискриминации. Он имеет возможность выявить максимальную готовность платить за кредит, изучив бизнес-план фирмы и другие документы, обосновывающие экономическую целесообразность кредитования инвестиционного проекта.
Банк назначает ставку процента на уровне максимальной ставки-процента, которую готова заплатить фирма (reservation interest rate). Эта ставка процента должна быть такой, чтобы ожидаемая чистая выручка фирмы после выплаты банку кредита с процентами была равна нулю. Зависимость чистой выручки фирмы от удачного или неудачного осуществления проекта выглядит следующим образом:
Осуществление проекта
| Вероятность
| Чистая выручка фирмы (за вычетом выплаты суммы кредита с процентами в случае успешного осуществления инвестиционного проекта)
|
Удачное
| Р
| 5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i), где i - ставка банковского процента
|
Неудачное
| 1-р
| -2 000
|
Максимальная ставка процента, которую готова уплатить фирма, определяется из уравнения:
(5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i))p + (- 2 000)(1 - р) = 0,
i = -0,3 + 0,8/р.
Мы видим, что максимальная (резервационная) ставка процента для фирмы обратно пропорциональна вероятности успешного осуществления инвестиционного проекта. Ее зависимость от варианта осуществления инвестиций выглядит следующим образом:
Вариант
| Вероятность удачного осуществления проекта
| Кредитный риск
| Максимальная (реэервационная) ставка процента
|
1
| 0,8
| низкий
| 0,7 ( 70%)
|
2
| 0,5
| средний
| 1,3(130%)
|
3
| 0,2
| высокий
| 3,7 (370%)
|
Если бы банк был абсолютно уверен, что фирма выберет первый, второй или третий вариант осуществления инвестиционного проекта, он назначил бы соответствующую ставку процента по кредитам. Однако банк не может с полной достоверностью знать, какой вариант осуществления инвестиционного проекта выберет фирма, так как ее действия по использованию кредита находятся вне контроля банка. На основе изучения бизнес-плана банк выдвигает следующие предположения относительно вероятности осуществления трех упомянутых вариантов инвестиционного проекта:
Вариант
| Вероятность удачного осуществления проекта
| Вероятность, что будет осуществляться данный вариант
|
1
| 0,8
| 0,8
|
2
| 0,5
| 0,19
|
3
| 0,2
| 0,01
|
Ожидаемая вероятность успешного осуществления инвестиционного проекта с точки зрения банка составляет 0,737. Исходя из ожидаемой вероятности успешного осуществления инвестиционного проекта, банк назначает для фирмы ставку процента, равную i = -0,3 + 0,8/0,737 = 0,785 или 78,5% годовых.
Как повлияет это решение банка на поведение фирмы? Видно, что при ставке процента, равной 78,5% годовых, неотрицательную чистую выручку фирма получит только осуществляя варианты инвестиционного проекта со средним или высоким уровнем кредитного риска. Мы наблюдаем на рынке кредитов с асимметричной информацией ту же проблему риска недобросовестности контрагента (moral hazard), что и на товарном рынке. Если кредитор ожидает, что вероятность осуществления инвестиционного проекта с низким уровнем кредитного риска отлична от единицы, при назначаемой им ставке банковского процента в интересах заемщика - выбрать инвестиции с более высоким уровнем кредитного риска. Интересы банка при этом страдают. Назначая ставку процента, равную 78,5% годовых, банк рассчитывает на ожидаемую сумму возврата кредита с процентами через год, равную 10 000(1 + i)p в размере 12 802 млн. рублей. Если фирма выберет вариант осуществления инвестиционного проекта со средним уровнем кредитного риска (вероятность успешного осуществления проекта 0,5), ожидаемая сумма возврата кредита с процентами составит 8 685 млн. рублей - иначе говоря, банк потерпит убытки.
Мы наблюдаем, как и на товарном рынке, негативный отбор (adverse selection) - если банк назначает ставку процента, не зная с полной достоверностью кредитного риска инвестиционного проекта, проекты с высоким уровнем кредитного риска вытесняют проекты с низким уровнем кредитного риска
Само знание банка о существовании проблемы негативного отбора проблемы не решает. Пусть банк проделал вслед за нами те же самые выкладки и пришел к выводу о том, что ставка процента 78,5% годовых слишком высокая для инвестиционного проекта с низким уровнем кредитного риска, но слишком низкая для проекта со средним уровнем кредитного риска. Каковы будут действия банка? Снижение ставки процента до уровня 70% годовых не решит проблемы, поскольку риск безответственного поведения контрагента сохраняется: по-прежнему фирма имеет стимул выбирать более рискованный вариант осуществления инвестиционного проекта. Назначить более высокую ставку процента? Предположим, банк изменит свои ожидания относительно того, какой вариант инвестиционного проекта выберет фирма:
Вариант
| Вероятность удачного осуществления проекта
| Вероятность, что будет осуществляться данный вариант
|
1
| 0,8
| 0
|
2
| 0,5
| 0,95
|
3
| 0,2
| 0,05
|
Ожидаемая вероятность успешного осуществления инвестиционного проекта с точки зрения банка составляет 0,485, и банк назначает ставку банковского процента 1,35 или 135% годовых. Однако при такой ставке процента фирме невыгодно осуществлять инвестиционный проект со средним уровнем кредитного риска. Неотрицательную чистую прибыль с учетом выплаты кредита принесет ей лишь осуществление инвестиционного проекта с высоким уровнем кредитного риска. И в этом случае ожидаемый возврат кредита с процентами для банка означает убытки.
Следовательно, единственной стратегией, которая не принесет банку убытков, является стратегия выбора ставки банковского проекта, равной 370% годовых. Стратегией фирмы, следовательно, будет осуществление инвестиционного проекта с самым высоким возможным уровнем кредитного риска.
Итак, мы пришли к выводу о том, что асимметрия информации о кредитном риске инвестиционных проектов приводит к повышению ставки процента и преобладанию на рынке рискованных инвестиционных проектов. Следует обратить внимание, что в рассмотренном нами примере «рискованность» служит отрицательной характеристикой, поскольку не сопровождается повышением ожидаемой чистой выручки фирмы. Как можно разрешить проблему негативного отбора на рынке кредитов? Рассмотрим два варианта.
1. Контроль заемщика над осуществлением инвестиционного проекта. Эта мера используется в большей или меньшей степени всеми заемщиками на кредитном рынке. Однако полное устранение асимметрии информации о кредитном риске требует слишком тщательного контроля над деятельностью заемщика и сопряжено с крайне высокими издержками мониторинга. Издержки мониторинга служат разновидностью трансакционных издержек, снижающих эффективность функционирования рынка.
2. Сигналы об уровне кредитного риска. Наиболее надежным сигналом об уровне кредитного риска для банка служит кредитная история. Заемщики, не имеющие добротной кредитной истории, вынуждены ceteris paribus пользоваться кредитами по более высокой ставке процента. Как расточительные расходы фирм и низкая первоначальная цена служат инвестициями в репутацию на товарном рынке, так выплату дополнительной суммы процентов можно рассматривать как затраты фирмы на создание репутации на рынке кредитов.
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика