logo
Учеб по Экономике отрасли Авдашева, Розанова

Виды фирм по размеру

Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж.

Как правило, в качестве основного критерия используется численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным для сравнения фирм в разных отраслях и разных странах. Если объем используемого капитала, величина активов или объем продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь имеются свои сложности: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объемы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирма окажется мелкой по данному критерию.

Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 500 человек, и крупные, где численность занятых превышает 500 человек.

Можно использовать и несколько критериев. Например, в практике ФРГ приняты такие критерии классификации предприятий:

Вид фирмы

Занятость, чел.

Капитал, млн. марок

Товарооборот, млн. марок

Малое предприятие

меньше 50

меньше 3,9

меньше 8

Среднее предприятие

51-250

3,9 - 15

8-32

Крупное предприятие

свыше 250

свыше 15

свыше 32

Источник: Н. Schierenbeck. Grundzuge der Betriebswirtschaftslehre. Wien. 1989. P.38

Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено характером отдачи от масштаба, соотношением трансакционных издержек и издержек контроля, а также границами целевого рынка фирмы и ее стратегиями.