69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
Спрос как важнейшая категория рыночной экономики зависит во многом от цены. На величину спроса на конкретный товар также оказывает влияние не только изменение его цены и цен других товаров, но и изменение дохода потребителей.
Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени.
Математически эластичность рассчитывается к ак отношение темпов прироста зависимой переменной к темпам прироста независимой переменной. В самом общем виде эластичность спроса по доходу характеризует степень реакции приобретаемого количества товара на колебания дохода потребителя.
Для обоснования взаимосвязи спроса на товар и дохода
п о т р е б и т ел е й м о ж н о р а с с ч и т а т ь к о э ф ф и ц и е н т эластичности:
ЕR = ДQ / ДR,
где ЕR - коэффициент эластичности спроса по доходу; ДQ - изменение спроса в процентах;
ДR - изменение дохода покупателя на товар в
п р о це н та х . Д а н н ы й к о э ф ф и ц и е н т ха р а к те р и зует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя.
Знание коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо для расчета потребительской корзины, определения структуры потребления лиц с различными доходами, исчисления степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т.д. Рассчитанные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.
При ЕR < 0, т.е. если при увеличении дохода спрос на товар
п а д а ет, е го н а з ы в а ют н и з к о к ач е с т в е н н ы м ( и л и
неполноценным).
Если ЕR > 0, т.е. при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, товар называют нормальным.
Данный коэффициент эластичности может показать, что один и тот же товар может быть как неполноценным, так и нормальным. В составе нормальных товаров выделяют три группы:
1) товары первой необходимости, спрос на них
растет медленнее роста доходов (0 < ЕR; < 1) и, следовательно, имеет предел насыщения;
2) предметы роскоши, по ним спрос опережает рост доходов (ЕR > 1) и поэтому не имеет пределов насыщения;
3) то ва р ы , с п р о с н а к ото р ы е и з м е н я етс я пропорционально изменению доходов (ЕR = 1). Часто эти товары называют товарами второй необходимости. Современная ситуации такова, что в развитых странах мира по мере увеличения доходов населения возрастают потребности в услугах, а в развивающихся странах - в товарах длительного пользования. Для некоторых товаров эластичность спроса по доходу бывает отрицательной. Факторы эластичности спроса по доходу:
1) значимость того или иного товара для бюджета семьи;
2) принадлежность товара к той или иной группе нормальных товаров (является ли данный товар
п р е д м е т о м р о с к о ш и и л и п р е д м е т о м п е р в о й необходимости);
3) консерватизм спроса (при повышении дохода люди (семьи) не сразу переключаются на потребление более дорогих товаров).
В розничной торговле данные об эластичности спроса по доходу особенно важны. Они должны являться частью информационной базы, необходимой для маркетинговых целей. Если у фирм розничной торговли есть эти данные, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми к любым изменениям в конъюнктуре
Мера реакции одной величины на изменение другой называется
эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна
переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая
эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном
отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Существует два крайних случая. Первый случай — существование только
одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое
изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного
товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса
(если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным,
показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить
в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос
на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно
эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине
спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как
прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос
на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.
п.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса,
является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов,
признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей
для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в
случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос
на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с
повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на
другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и
другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если
рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам
мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной
фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов,
выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на
продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной
конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос
на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность,
является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть
менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны
индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение
цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно
предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои
машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.
Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными
электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен
в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что
с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою
потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или
иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости
неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя,
обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от
дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим
покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания
неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их
приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в
товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост
доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а
в развивающихся — в товарах длительного пользования.
Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное
изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к
процентному изменению дохода.
Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.
Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары
низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На
западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.
Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его
эластичность.
Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность
спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня
среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на
товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне
дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена
еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что
доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста
доходов потребителей
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного
процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому
фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три
временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения
производства на уже существующих производственных мощностях, но
недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом
случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих
производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при
расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении
последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих
случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная
зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное
изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.