logo
госы подробно

10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.

Бизнес-план. Бизнес-план - это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что прибыль от вкладываемых в конкретный предпринимательский проект денег будет по крайней мере, не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора. бизнес-план - изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта. Это основной документ, по которому инвестор определяет свое отношение к проекту. Как правило, хорошо составленный бизнес-план включает в себя девять разделов: титульный лист,вводную часть,анализ отраслевого рынка товаров,изложение существа проекта,обоснование производственного плана,план маркетинга,организационный план,оценку рисков реализации проекта, финансовый план. Общий объем бизнес-плана как официального документа примерно двадцать пять страниц машинописного текста. На титульном листе обычно отражают такую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя и телефон директора предприятия, суть проекта (очень кратко), общая стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не меньше двадцати пяти строк. Во вводном разделе дается краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трех-четырех страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить успех реализации идеи в глазах инвестора. Анализ отраслевого рынка товаров предназначен для оценки емкости рынка. Около трех страниц текста бизнес-плана посвящается информации о динамике продаж товара, прогнозов на ближайшее время. В России существенное значение имеет поквартальный и полугодовой анализ года. Раскрывается информация об аналогах продукта, созданных как в отечественной экономике, так и за рубежом. Если предприятие крупное, то указывается его доля в производстве отраслевой продукции в России. Целесообразно показать и знание данных о потенциальных конкурентах, включая имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны.В разделе о существе проекта примерно на пяти страницах излагается информация о товаре, его отличиях от импортных товаров, указываются сведения о патентах, торговом знаке, об условиях возможного экспорта товара. Дается характеристика места размещения производства и способов транспортировки товара до мест его розничной и оптовой продажи. В конце раздела дается краткое обоснование главных причин, обуславливающих успех реализации бизнес-идеи.В разделе о производственном плане (около пяти страниц) требуется привести аргументы, доказывающие продуманность производственного процесса по всей технологической цепочке от поставок сырья, оборудования, энергоресурсов до обеспечения экологической и технической безопасности. Немаловажным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.В разделе маркетинга (четыре-пять страниц) должно быть убедительно доказано, что реализация товара глубоко продумана и не встретит серьезных затруднений. В этом разделе отражается информация о конечных потребителях продукции, характере спроса, причинах предпочтительности товара по отношению к товарам конкурентов. Анализируются факторы, определяющие спрос на товар, воздействие на него технологических, экологических, законодательных и других изменений. Особое внимание уделяется стратегии противодействия конкурентам. В конечном счете обосновывается цена, дается описание организации сбыта, оцениваются рекламные расходы и ставятся цели по выходу на требуемый уровень ключевых показателей в ближайшие три года.В разделе, посвященном организационному плану, на двух-трех страницах раскрываются основы правовой формы функционирования предприятия. Наряду с формой собственности указываются пайщики, принадлежащие им доли, количество выпущенных акций и их распределение среди акционеров. Обычно в этом разделе приводится информация о членах совета директоров, о лицах, обладающих правом подписи финансовых документов, о распределении обязанностей между членами высшего административного персонала. Важным является раздел (три-четыре) страницы по обоснованию разумности допустимых уровней предпринимательских рисков. Обычно они подразделяются на общие и простые. Общий риск обычно понимается как составленный из нескольких простых рисков: технических, управленческих, финансовых, экологических, политических и международных. Как правило, общий риск оценивается в баллах по специально разработанной для этих целей методике. Такая методика представляет значительную ценность для предприятия и является коммерческой тайной.Ключевой раздел бизнес-плана - финансовый план. Он излагается примерно на пяти страницах и включает информацию о плане доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товара в течение определенного времени его жизненного цикла, о балансе доходов и расходов по отдельным товарам, о рентабельности и сроке окупаемости проекта.Завершающим этапом бизнес-планирования является оформление инвестиционного предложения. Инвестиционное предложение - это анкета установленной формы, в которой инициатор проекта излагает основные сведения, способные заитересовать инвестора и убедить его в целесообразности вложения капитала. В этой анкете указывается основные сведения об инициаторе проекта, краткая характеристика объекта капиталовложений, финансовые ожидания (доходность капиталовложений, срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли). Инвестиционное предложение направляется инвестору вместе с бизнес-планом для ознакомления и принятия решения по участию или неучастию в реализации выдвинутой предпринимателем идеи.