62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
Интерес это реальная причина деятельности социальных
с у б ъ е к т о в , н а п р а в л е н н а я н а у д о в л е т в о р е н и е
о п р е д е л е н н ы х п о т р е б н о с т е й ; о с н о в а н н а я н а непосредственных побуждениях и мотивах, определяемая положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.
Экономические интересы это побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их м е с то м в с и с те м е от н о ш е н и й с о бс т ве н н о с т и и общественного разделения труда.
Различают две большие группы экономических интересов:
1) интересы потребителя;
2) интересы производителя.
Потребитель - это физическое или юридическое лицо, потребляющее, использующее продукт чьего-либо производства, обладающий потребительной ценностью, включая и свой собственный продукт.
Потребительная ценность продукта - совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами.
П от р е б и т ел ь н а я ц е н н о с т ь п р од у к т а о п р ед ел я ет намерение потребителя купить товар и формирует его потребительское поведение.
Потребительское поведение - характерная совокупность действий потребителей, раскрывающая их цели и задачи в потреблении, величину спроса на определенные товары и услуги, принципы использования личных доходов в соответствии с их потребительскими предпочтениями.
П от р е б и т ел ь с к и е п р ед п оч т е н и я - п р ед п оч т е н и я
потребителей в отношении тех или иных товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину.
Потребительская корзина - набор продуктов и предметов потребления, рассчитанный на одного человека или на семью. Используется для анализа и оценки качественных и количественных показателей потребления, а также для расчета индекса роста цен.
Потребительская корзина формируется в соответствии с границей потребительского бюджета.
Граница потребительского бюджета - предел способности приобретать товары и услуги, ограниченный величиной дохода потребителя и уровнем цен.
В процессе реализации экономических интересов потребитель несет определенные риски.
Потребительский риск - риск приобретения товара низкого качества.
П р о и з в о д и т ел ь - к о м п а н и я , ф и р м а и л и л и ц о ,
и з го т а вл и в а ю щ и е т о в а р ы , п р о д у к ц и ю , а т а к ж е оказывающие услуги.
Следовательно, к числу производителей относятся товаропроизводители.
Товаропроизводитель - юридическое или физическое лицо, производящее товар.
Экономические интересы потребителей и производителей пересекаются на рынке потребительских товаров.
Рынок потребительских товаров - сфера купли-продажи потребительских товаров индивидуального назначения: продовольствия, одежды, бытовой техники и др.
Экономические блага - средства, удовлетворяющие потребности и существующие в ограниченном количестве. Экономические блага включают две категории:
1) товары;
2) услуги.
Экономические блага классифицируют по различным признакам.
Основными видами экономических благ являются:
1) долговременные (предполагают многоразовое использование);
2) недолговременные (прекращают существование в процессе разового потребления);
3) взаимозаменяемые (субституты);
4) дополняемые (комплиментарные);
5) материальные (вещественные);
6) нематериальные (не имеющие вещественной основы);
7) прямые (потребительские);
8) косвенные (производственные).
Основными характеристиками экономического блага являются:
1) ценность блага;
2) потребительная стоимость;
3) меновая стоимость.
Существует два подхода к определению ценности экономических благ:
1) марксистский - подход, в основе которого лежат следующие принципы:
а ) с т о и м о с т ь ( ц е н н о с т ь ) э к о н о м и ч е с к о го бл а га определяется затратами общественно-необходимого труда;
б ) о б щ е с т в е н н о - н е о бх од и м ы м п р и з н а ет с я т р уд , совершаемый при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда;
2) неоклассический - подход, основу которого составляют следующие убеждения:
а) ценность экономического блага зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить;
б) любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может
и с п о л ь з о в а т ь с я д л я у д о в л е т в о р е н и я р а з н ы х потребностей.
Потребительная и меновая стоимость находятся в тесной вз а и м о с вя з и и вз а и м оз а в и с и м о с т и , н а ход я щ и м и выражение в следующем:
1) свойства благ часто изменяются так, что их меновая стоимость, становится ниже их потребительной стоимости для обладающего ими хозяйствующего субъекта;
2) увеличение количества блага, находящегося в распоряжении лица, уменьшает почти всегда при прочих равных условиях потребительную стоимость конкретной части его для владельца; так что преобладающее значение приобретает ценность (стоимость) меновая;
3 ) у м е н ь ш е н и е н а х о д я щ е г о с я в р а с п о р я ж е н и и хозяйствующего субъекта количества блага ведет по большей части к увеличению потребительной ценности (стоимости) его для владельца, и, таким образом, преобладающую потребительную ценность (стоимость) получают конкретные части блага, которые в противном случае были бы предназначены для продажи.
Альтернативная стоимость - понятие, объединяющее воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением.
Альтернативная стоимость - ценность наилучшей из
и с т р а ч е н н ы х в о з м о ж н о с т е й в и с п о л ь з о в а н и и определенных ресурсов.
Суть данной категории состоит в том, что покупатель определяет стоимость блага своими затратами.
Понятие альтернативной стоимости тесно связано с действием принципа отвергнутых возможностей.
Принцип отвергнутых возможностей состоит в том, что потребитель, приобретая какой-либо товар, тем самым отвергает возможность альтернативного использования ресурсов, которые находятся в его распоряжении.
Действие принципа отвергнутых возможностей носит субъективный характер.
Закон стоимости - экономический закон, отражающий объективную потребность, определяющую стоимость товара как затраты общественно необходимого рабочего времени.
Общественно необходимое рабочее время, которое затрачивается на создание экономического блага при условии:
1) общественно нормального состояния производства;
2) средней квалификации работников;
3) средней интенсивности труда.
Таким образом, рыночная стоимость общественных благ равна затратам общественно необходимого труда (рабочего времени).
Закон стоимости призван выполнять такие функции, как:
1) регулирующая - закон стоимости регулирует пропорции производства, способствуя распределению труда по различным отраслям народного хозяйства;
2) стимулирующая функция - закон стоимости стимулирует рост производительности труда.
Данное обстоятельство находит выражение в следующих утверждениях.
1 . С т о и м о с т ь о б щ е с т в е н н о г о б л а г а о б р а т н о пропорциональна уровню производительности труда. Производительность труда - выработка продукции одним работником в единицу времени;
2. В рамках отдельных предприятий происходит сокращение затрат труда и индивидуальной стоимости товаров до такого уровня, который является ниже среднерыночного. Это достигается за счет внедрения передовых технологий, повышения квалифик ации р а б о т н и к о в и м е р о п р и я т и й , н а п р а в л е н н ы х н а оптимизацию организационной структуры производства. П р о и з вод и тел и то ва р о в ( р а б от, ус л у г ) , ур о ве н ь
с е б е с т о и м о с т и к от о р ы х н и ж е с р ед н е р ы н оч н о го , осуществляют реализацию своей продукции по ценам, сложившимся в данный момент на рынке на аналогичные блага.
3. Дифференцирующая функция.
Закон стоимости способствует социально-экономической дифференциации (расслоению) товаропроизводителей. Товаропроизводитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее производство товаров, оказание услуг.
Выбор оптимального решения - управленческая задача, направленная на достижение компромисса между величиной затрат и суммой, ожидаемой к получению прибыли при допустимом уровне риска.
При выборе оптимального решения возникают две основные проблемы:
1) максимизация прибыли;
2) минимизация уровня экономического риска. Максимизация прибыли - совокупность организационно- технических мероприятий, направленных на получение самой высокой суммы прибыли из возможных для данного предприятия в релевантный период.
В экономической науке различают следующие виды прибыли:
1) балансовую (валовую) - общую сумму прибыли, полученную предприятием в рассматриваемый период;
2) маржинальную - сумму прибыли, образованную как разность между выручкой (нетто) от реализации и прямыми производственными затратами по проданной продукции;
3) налогооблагаемую - сумму прибыли, образованную как разность между величиной балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммой льгот по налогу на прибыль;
4) чистую (нераспределенную) - сумму прибыли,
остающуюся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты всех налогов, сборов, экономических санкций;
5) капитализированную (реинвестированную) - сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации,
н а п р а в л я е м у ю в ф о н д н а к о п л е н и я с ц е л ь ю финансирования прироста активов предприятия;
6) потребляемую - сумму прибыли, которая направляется на выплату дивидендов учредителям предприятия, персоналу организации или на реализацию социальных программ.
Минимизация экономического риска - совокупность м е р о п р и я т и й , н а п р а в л е н н ы х н а п р е д в и д е н и е экономических событий ближайшего будущего.
Различают следующие виды экономических рисков:
1) фискально-монетарный - это риск, который обусловлен экономикой со стороны государственных органов;
2) социально-политический - это риск, который обусловлен
и з м е н е н и я м и п ол и т и ч е с к о й с и т уа ц и и в с т р а н е , пересмотром действующего законодательства и т.д.;
3) промышленный (отраслевой) - это риск, который обусловлен изменениями в экономике отрасли, а также в ее взаимосвязи с экономикой других отраслей, ее способностью функционировать и развиваться;
4) предпринимательский - это риск, который обусловлен результатами хозяйствования конкретного предприятия;
5) производственный - это риск, который обусловлен непосредственно процессом производства продукции, товаров и услуг;
6) финансовый - это риск, причиной возникновения
к от о р о го я вл я ет с я о с у щ е с т вл е н и е ф и н а н с о в о го предпринимательства или финансовых сделок.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.