logo
госы подробно

60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.

Значимость СУ(система управления) в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.

Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям, поэтому в данном пособии большее внимание будет уделено именно такого вида объектам. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в а) распознавании проблем и ситуаций, б) определении их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, в) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, г) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике се разрешения.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течении пяти лет в среднем 10-12 о решений. связанных с инновациями, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение, организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее З0 % рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, уму надо понимать почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть не только интуитивно, но обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому. возрастать. Почему? Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально - психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Исследования в деятельности менеджера - это не только научность явления, но и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование". Надо исследовать не только процессы объекта управления но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.п. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала - является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работников в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления,

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению обеспечивающий качество управленческих решений и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.)

Формула современного управления. Управлять совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу,

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества и не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.

Исследование, как научное изучение и процесс познания, всегда находилось под пристальным вниманием многих исследователей. В условиях рыночных отношений и конкуренции особым вниманием объективно пользуются исследовательские работы по улучшению управления организациями и предприятиями. При этом, как правило, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка. Например, применительно к СУ экономикой страны можно определить в ней множество подсистем, которые являются частью целого - всей экономики и также образуют свою систему. СУ организацией также представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка (например, в систему управления холдингом и т.д.).

Каждая СУ имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи. Кроме того должны осуществляться другие внутренние и внешние связи. Следует отметить, что для производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, основным звеном которой являются производственные подразделения.

В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроения это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.

Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную продукцию, потребляемую непосредственно при производстве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.

Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные для обслуживания основного и вспомогательного производств. К ним могут относится, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Состав элементов каждой из подсистем СУ может быть разнообразным и во многом зависит от конкретного содержания системы организации. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов СУ в зависимости от состава элементов производственной системы . При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.

Для условий рынка в составе как управляемой, так и управляющей подсистем системы организации следует (помимо целей и стратегии , также ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделить результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов.

При проведении исследований СУ может использоваться исключительно широкий арсенал разнообразных методов. Соответственно все они могут быть различным образом классифицированы. Например, методы исследования могут быть подразделены на:

При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:

К эмпирическим методам можно отнести:

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования СУ должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики СУ. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в СУ и их последующей ликвидации.

Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в СУ. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании СУ немаловажное значение может играть также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый производственный процесс.

Независимо от классификации исследований СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике.

К таким методам относятся:

Функциональная роль исследования в развитии систем управления и Логический аппарат исследования систем управления.

Исследование поведения объекта управления. Исследование поведения субъекта управления. Исследование взаимодействия субъекта и объекта управления. Методы: дедукции (классификация и типология), конструирования гипотез, доказательства, метрологические, постановки проблем, полемики, моделирования). Методы индукции. Методы мыслительного эксперимента.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Прежде всего, необходимо отметить, что концепция системы используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми. Следовательно, управленческая деятельность - это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. Система управления любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях. Можно выделить как мин. 5 системных представлений: - Микроскопическое представление системы (основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин) - Функциональное представление системы (понимается совокупность действий, которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы) - Макроскопическое представление (характеризует систему как единое целое, находящееся в системном окружении) - Иерархическое представление (основано на понятии подсистема и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически) - Процессуальное представление (характеризует состояние системы во времени) Система управления как объект исследования обладает след. признаками: состоит из множества элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы в внешней средой. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем: - детерминированность элементов системы; - динамичность системы- наличие в системе управляющего параметра; - наличие в системе контролирующего параметра; - наличие в системе каналов обратной связи; Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

По целям исследований можно выделить практические (предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов) и научно-практические (ориентированы на перспективу, боле глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников). По методологии проведения следует выделить исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает след. работы:

- распознание проблем и проблемных ситуаций; - определение причин и происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций; нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; разработка вариантов решения проблем; выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности.

Состав и выбор методов исследования систем и исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

Цели исследования. Результаты исследования. Мыслительно-логические методы. Эмпирические методы. Совокупность методов исследования. Проведение социологического исследования. Проектирование эксперимента. Качество эксперимента.

Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Эксперимент - критерий истинности гипотез. Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием. Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент. Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий Социально-экономический эксперимент ставит задачи : 1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации; 2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ; 3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ; 4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия; 5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов; человеческих чувств; 6. задачи взаимодействия человека и машины; 7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Исследование включает в себя 4 этапа: 1-й этап — подготовка исследования; 2-й этап — сбор первичной социологической информации; 3-й этап — обработка полученных данных; 4-й этап — анализ данных, подготовка отчета и практических рекомендаций по результатам исследования. Логический анализ основных понятий предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, и поиска тех внешне хорошо различимых признаков — эмпирических индикаторов — которые позволят произвести измерение сторон и свойств этого предмета. Логический анализ включает в себя две взаимосвязанных процедуры: интерпретацию основных понятий (т.е. трактовку скрытого в них содержания) и их операциональное определение (т.е. «расчленение» понятий на такие элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В результате выполнения этих процедур получают список признаков, измерение которых позволит в итоге получить ответ на информационный запрос заказчика. Именно они и составят основу для составления инструментария исследования, т.е. перечень тех позиций, по поводу которых следует задавать вопросы респондентам или которые следует фиксировать в процессе наблюдения или контент-анализа.

Итак, все социологические исследования по глубине анализа проблем и сложности решаемых задач можно разделить на три вида: на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательные исследования являются наиболее простым видом социологических исследований, поскольку решают относительно несложные задачи, проводятся на малых совокупностях обследуемых, используют упрощенную программу и инструментарий (анкеты, бланки интервью, наблюдений и т.п.). Соответственно, для их проведения требуются меньшие материальные, трудовые и временные затраты. Однако такие исследования могут решать довольно ограниченный круг задач. Описательное исследование направлено на получение достаточно целостной характеристики изучаемого процесса или явления, на выявление места и роли в нем отдельных структурных составляющих. Оно относится к более сложному виду социологического анализа, чем исследование разведывательное. Соответственно, его проведение потребует более значительных затрат материальных и иных ресурсов. Аналитическое исследование относится к наиболее углубленному виду социологического анализа. Специфика такого исследования состоит в том, что оно предполагает не только исследование определенного процесса или явления как такового, не только выявление его структурных компонентов, но и выявление тех факторов, которыми определяется его нынешнее состояние, масштабы, острота и другие присущие ему характеристики. Особой разновидностью аналитического исследования является эксперимент. В ходе эксперимента отслеживается изменение тех или иных сторон проблемы в зависимости от изменения тех или иных условий, в которых она существует. Например, проверяется, как отразится на производственных показателях предприятия внедрение определенных инноваций в организацию или стимулирование труда. В силу своей высокой сложности и трудоемкости эксперименты сравнительно редко используются на практике. Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Например, по выявлению реакции на различные цены. Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). Выделяют два типа экспериментов: лабораторные и полевые. К первым относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Например, при оценке реакции покупателей на различные виды рекламы можно пригласить таких покупателей, чтобы они были репрезентативными с точки зрения пола, возраста, социального положения и т.п. Помимо контроля над побочными факторами, лабораторные эксперименты являются также более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. Проектирование эксперимента заключается в том, чтобы создать такие условия, которые гарантировали бы влияние на зависимую переменную только одной изучаемой зависимой переменной, исключив при этом влияние побочных факторов.

Вопросы №5 и с № 61 по 74.