49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
Понятие рук-ль и лидер отражают разл.стороны упр-ния группой:
* формальную, т.е.связанную с офиц.должностями и властью и
* неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформ отн-ниях.
3 осн.подхода к пониманию сути лидерства (рук-ва)
1. подход с позиции личных качеств,
2. поведенческий подход(манеры поведения с подчиненными),
3. ситуационный подход. Рук-ль – человек, который одновременно явл лидером и эф-но управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную орг-ции.
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Осн.ф-циями лидера явл.: орг-ция совместной деят-ти и регулирование межличностных отн-ний. Осн. причины появления лидеров совпадают с причинами возн-ния неформ.орг-ций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального рук-ля. Но лидер вовсе не обяз-но явл неформальным. Понятие рук-ль и лидер отражают разл.стороны упр-ния группой: * формальную, т.е.связанную с офиц.должностями и властью и * неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформ отн-ниях.
3 осн.теории лидерства (рук-ва)
1. подход с позиции личных качеств – концентрирует внимание на врожденных качествах лидера, как обладателя конкр.набора опр.качеств и псих.черт.считалось, что, располагая данным набором, человек может стать лидером в любой группе. Однако быстро выяснилось, что составление подобного перечня неразрешимая задача. Разные исследователи составляли перечни, вкл-щие до 80 таких качеств, как дружелюбность общительность, инициативность и т.д. Выполненное в 40-х гг. составление во всех 4 наиболее авторит. перечня дало совпадение черт для 5% качеств. В рез-те к 50-м гг. теории были отвергнуты,
2. поведенческий подход . Согласно этому подходу эф-ть опр-ся не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отн-нию к подчиненным. ПП создал основу для классификации стилей рук-ва или стилей поведения. Эффективность определяется не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Автократичное управление – лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного рук-ля по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»: люди изначально не любят трудиться, у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, больше всего люди хотят защищенности, чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение. На основе этих суждений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, почти не дает свободы в принятии решений. Когда же автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Демократичный рук-ль – теория «Y»: труд – процесс естественный, если условия благоприятные, то люди будут не только брать на себя ответственность, но и стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения. Благодаря этим предположениям, демократичный рук-ль предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, самовыражении. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Рук-ль старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Рук-во, сосредоточенное на работе и человеке. Адаптивное рук-во. Сегодня становится ясно, что наиболее адекватным стилем рук-ва является адаптивное рук-во – стиль, ориентированный на реальность.
3. ситуационный подход. Как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы рук-ва – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что рук-ль – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения, однако более поздние исследования показали, что в эффективности рук-ва решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у рук-ля информацию. Выделяет несколько способов повышения эффективности рук-ва: например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью рук-ля, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий.
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Современный лидер обязательно стратег.
Лидерство связано с той частью управления организацией, которое происходит в области управления персоналом, формирования воли менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.
Различают следующие виды лидерства:
— Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства.
Преобладание принудительной власти над властью авторитета. Проблема наличия последователей.
— Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение — это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).
— Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером.
— Лидерство как влияние. Лидер — тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям.
— Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением.
— Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.
— Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.
Основные качества лидера:
— владение интеллектом и знаниями;
— впечатляющая внешность;
— честность;
— обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком);
— инициативность в высшей степени;
— высокая степень уверенности в себе;
— высокая работоспособность.
Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам:
— должны сочетаться с характером деятельности;
— должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные
— должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель;
— должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом.
Стиль лидера — манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер:
— Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х).
— Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек — существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.
— Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.
Различают еще также следующие виды стилей:
— эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу);
— благосклонно-автократический;
— консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.