Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
В реальной жизни мы наблюдаем не так много рынков, где товары низкого качества действительно вытесняют высококачественные товары. В действительности этому препятствует, во-первых, деятельность государства, направленная на поддержку производителей и продавцов высококачественных товаров; во-вторых, деятельность независимых организаций потребителей, в-третьих, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров.
Государство, поддерживая производителей высококачественных товаров, может использовать такие рычаги, как:
• поддержка стандартизации и сертификации;
• контроль рекламной активности продавцов;
• ценовая политика.
Стандарты - набор критериев, которым соответствует высококачественный товар, - могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и по инициативе союзов потребителей, промышленников и т. д. Сертификация - определение соответствия того или иного товара стандарту, - опять-таки может осуществляться по инициативе промышленников, однако для ряда товаров государственными органами может быть предусмотрена в обязательном порядке. К таким рынкам безоговорочно относятся рынки продуктов питания и лекарственных препаратов.
Примером ужесточения государственной политики в области сертификации служит российский рынок алкогольных напитков и в особенности рынок водки, на котором вытеснение качественной продукции некачественной с 1992 года проходит особенно активно и уже поставило едва ли не на грань банкротства предприятия, производящие качественную продукцию. Политика государства по сертифицированию служит примером разрешения проблем, вызванных так называемыми «провалами рынка», среди которых асимметричная информация занимает важное место.
Однако стандарты и сертификаты приносят и побочные отрицательные результаты. Во-первых, они могут использоваться в откровенно антиконкурентных целях. Во-вторых, стандартизация не в состоянии предусмотреть разработку новых продуктов, достоинства которых могут не укладываться в рамки стандартов. В-третьих, наконец, стандартизация и сертификация сопряжена с немалыми дополнительными издержками. А следовательно, хотя требования к качеству товара, отраженные стандартами, повышают в среднем качество, однако они приводят и к повышению цены, ограничивая тем самым доступ некоторой части потребителей с низким доходом на рынок.
Контроль рекламной активности рыночных агентов ставит целью преградить путь недостоверной информации, усугубляющей проблему вытеснения добросовестных продавцов заведомо недобросовестными. В России действует федеральный закон «О рекламе», ограничивающий рекламную деятельность пределами, за которыми ее влияние на рынки становится негативным Государственный комитет по антимонопольной политике активно противодействует недобросовестным рекламодателям как на федеральном, так и на региональных рынках. Только в 1996 году антимонопольными органами было проведено 4 000 расследований по факту нарушения законодательства о рекламе. Проблема состоит в том, что рекламное законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы недобросовестного информирования покупателей. И даже максимально эффективное действие рекламного законодательства может предотвратить агитацию в пользу низкокачественного товара, но не его производство и продажу.
Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Примером регулирования цен с целью решения «проблемы лимонов» служит назначение государством минимальных оптовых и розничных цен на водку и алкогольные напитки крепостью более 28%. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера должна была привести к тому, чтобы повысить конкурентоспособность высококачественных товаров - при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее для покупателя. Эффективность государственного регулирования цен ограничена тем, что низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.
Мы показали, что государственное регулирование неспособно полностью решить «проблему лимонов». Для предотвращения вытеснения «хороших» товаров «плохими» необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, направленные на информирование покупателей. Самый действенный метод убеждения покупателей в высоком качестве товара - репутация фирмы-производителя и продавца. Производителю, обладающему высокой репутацией, продажа некачественного товара, как правило, невыгодна. Дополнительная прибыль, полученная от продажи низкокачественного товара по цене высококачественного, составляет (θ - АС0) (считая число покупателей равным 1, а их спрос - единичным). Используя эту стратегию, продавец несет потери от утраты репутации - в будущем он не сможет продавать свою продукцию по цене высококачественного товара. Текущая ценность его потерь составит (θ - АС1)рδ + (θ - АС1)р2δ2 + ... = рδ(θ – AC1)/(l - рδ), где р - вероятность в период t того, что в период (t + 1) фирма будет продавать товар на рынке, δ - дисконтирующий множитель, отражающий межвременные предпочтения δ = 1/(1 + i), где i - ставка дисконтирования. Чтобы фирме было выгодно пожертвовать репутацией для приобретения единовременной дополнительной прибыли, должно выполняться условие рδ/(1- рδ) < (θ - АС0)/ (θ - АС1) – то есть либо дисконтирующий множитель мал (мала текущая ценность завтрашней тысячи рублей), либо риск деятельности на рынке велик (мала вероятность повторных продаж).
Итак, репутация практически всегда свидетельствует о том, что продавец не собирается использовать асимметричную информацию о качестве для продажи низкокачественного товара. Но, к сожалению, это не означает, что репутация производителя позволяет полностью решить проблему асимметричной информации о качестве. На рынке видеотехники торговые марки «Sony», «Philips, «Panasonic» заслуженно пользуются высокой репутацией. Фирмы-владельцы этих торговых марок ни в коем случае не заинтересованы в подрыве репутации марок путем продажи низкокачественной продукции. Однако асимметричную информацию о качестве могут использовать для продажи низкокачественного товара, во-первых, производители, так или иначе маскирующиеся под известные марки, во-вторых, торговые фирмы, продающие под пользующимися доверия марками. Далее, репутация не может служить сигналом о качестве в случае, когда на рынок входит новая фирма, еще не имеющая доброго имени, несмотря на добросовестность намерений.
Помимо репутации, сигналами о качестве товара для покупателей может служить:
• предоставление гарантий;
• расточительные расходы;
• низкая входная цена.
Если производитель гарантирует покупателю возмещение потерь в случае, когда качество товара отличается от объявленных характеристик, проблема «рынка лимонов» разрешается. Поскольку продавец низкокачественного товара не заинтересован в предоставлении гарантий, покупатель приобретает критерий определения качества товара конкретного продавца. Основная проблема - полнота гарантии. Интуиция подсказывает, что неполная гарантия может быть истолкована покупателями как свидетельство дефектов предлагаемого товара. Но, с другой стороны, полная гарантия предоставляет покупателю стимул небрежно обращаться с приобретенным товаром. Здесь вновь возникает проблема асимметричной информации - продавец не может контролировать, как покупатель будет обращаться с покупкой, - а следовательно, и проблема риска безответственного поведения контрагента (в данном случае покупателя), и проблема негативного отбора (полная гарантия более привлекательна для недобросовестного покупателя). Кроме того, система гарантий может использоваться при продаже далеко не всех типов продукции.
Другим способом сигнализировать покупателю о качестве служат расточительные расходы (wasteful expenditure), в качестве которых могут рассматриваться расходы на рекламу. Чтобы расточительные расходы служили сигналом о качестве, они должны быть настолько велики, чтобы фирма не могла их покрыть
MCh MCL
АСЬ
ро -
выпуск;
Чо 41 42 чз 44
Рис. 5.1. Сигнал о качестве с помощью расточительных расходов
из текущей выручки за небольшой промежуток времени, и покупатель должен быть осведомлен об этом. Чтобы проанализировать воздействие расточительных расходов на рыночное равновесие, рассмотрим рис. 5.1. Средние и предельные издержки товара высокого качества (АСh, MСh) превышают средние и предельные издержки товара низкого качества (ACL, MCL). Продавец не получит за высококачественный товар цену P1, так как покупатель не имеет информации о качестве товара, но знает, что продавец товара низкого качества заинтересован в продаже по цене P1 количества q3. Однако если продавец осуществит расточительные расходы - постоянные невозвратные затраты, только часть которых он может покрыть из текущей выручки, причем средние издержки вырастут до АСb, покупатель будет готов платить цену Р2. Разница между P1 и Р2 составляет «премию за качество».
Текущая ценность потоков «премии за качество» позволяет производителю высококачественного товара в долгосрочном периоде покрыть сумму расточительных расходов. Расточительные затраты представляют собой разновидность инвестиционных расходов: их можно рассматривать как инвестиции в репутацию. Инвестиции в репутацию будут эффективными только в том случае, если продавец сможет получать премию за качество в течение достаточно длительного времени. Эти расходы являются необратимыми - в любой момент времени однократная продажа низкокачественного товара приведет к падению репутации фирмы и снижению готовности платить за товар фирмы со стороны покупателя. Благодаря этому расточительные расходы могут служить сигналом о высоком качестве товара продавца. Проанализировать эффективность расточительных расходов можно с помощью подхода, предложенного в четвертой главе. Предпочтительность политики расточительных расходов зависит от текущей прибыли, которую может получить фирма, не рекламируя товар, от суммы прибыли, которую она может получать в будущем, рекламируя товар, от высоты дисконтирующего множителя и от уровня хозяйственного риска.
Если рассматривать рекламные затраты как разновидность расточительных расходов, можно сделать интересный вывод: независимо от правдивости информации, которая содержится в рекламных объявлениях, сама сумма затрат на рекламу свидетельствует о добросовестных намерениях продавца. Чем больше расходы продавца на рекламу, тем дольше он должен получать премию за качество, чтобы компенсировать необратимые расходы, тем сильнее стимул производить и продавать товар высокого качества.
Альтернативой расточительных расходов служит низкая входная цена на товар. Пусть средние издержки товара высокого и низкого качества соответственно составляют АС1, и АС0. Чтобы сигнализировать о высоком качестве товара, продавец должен выбрать такую ценовую стратегию, которой невыгодно было бы придерживаться продавцу товара низкокачественного. В противном случае покупатель не сможет разграничить продавцов товаров разного качества, и цена не будет служить сигналом высокого качества товара. Если готовность покупателя платить за товар низкого качества равна нулю, продавец товара низкого качества никогда не назначит на свой товар цену ниже средних издержек, так как однократная продажа приведет к отказу покупателей от повторных покупок, и продавец не сможет компенсировать полученные убытки. Напротив, производитель высококачественного товара при определенных условиях может, реализовав товар при входе на рынок по низкой цене (или даже раздав его бесплатно) в будущем компенсировать убытки, продавая товар уже по цене, равной q - максимальной готовности покупателя платить за товар высокого качества. Таким образом, максимальная цена, которую может назначить при входе на рынок продавец товаpa высокого качества, стремящийся предоставить покупателю сигнал о качества, должна быть ниже средних издержек производства товара низкого качества Р = АС0 - ε (где ε - бесконечно малая величина). Если фирма не осуществляет расточительных расходов, низкая, а не высокая цена служит сигналом о качестве товара.
Низкая входная цена будет эффективна, если использовав ее в качестве сигнала, продавец сможет получить в долгосрочном периоде неотрицательную экономическую прибыль. Предположим, что продавцы и покупатели встречаются на рынке неоднократно. Продавец товара высокого качества продает свой товар в первом периоде по цене ниже издержек производства товара низкого качества P1 < АСо Если предположить, что покупатели знают издержки производства товара низкого качества, они должны сделать вывод о том, что данный конкретный продавец предлагает товар высокого качества именно в расчете на то, что во втором периоде покупатели воспользуются его услугами, будучи готовы платить за товар максимальную цену, соответствующую товару высокого качества q. В этом случае максимальная текущая ценность прибыли продавца товара высокого качества составит (АС0 – AC1) + рδ(θ – АС1) + р2δ2(θв - АС1)+ ...
Сигнал о качестве будет эффективным, позволит продавцу получить неотрицательное значение прибыли только в том случае, если pδ/(1- pδ)≥( АС1- АС0)/(θ – АС1). При данных издержках производства товаров низкого и высокого качества и при данной готовности покупателей платить за товар высокого качества эффективность сигнала находится в прямой зависимости от величины дисконтирующего множителя и в обратной -от уровня риска деятельности фирмы на рынке. Чем выше дисконтирующий множитель и ниже хозяйственный риск, тем больше заинтересован продавец в сигнализации о качестве своей продукции.
Эта простая модель позволяет охарактеризовать важную проблему, возникающую на рынках с асимметричной информацией. Любая форма сигнализации о качестве связана с дополнительными издержками. Продавец будет готов нести эти дополнительные издержки только в том случае, если будущая прибыль от продажи товара по цене, соответствующей максимальной готовности потребителя платить за высокое качество, компенсирует убытки, понесенные в момент входа на рынок. Насколько будущая прибыль способна компенсировать текущие убытки - зависит и от соотношения издержек производства товара низкого и высокого качества, и от максимальной готовности покупателя платить за товар высокого качества, и от общего уровня риска на рынке, и от величины дисконтирующего множителя.
Расточительные расходы и входную цену как сигналы о качестве объединяет то, что продавец высококачественного товара при входе на рынок несет необратимые издержки. Эти издержки могут быть как явными (расточительные расходы), так и неявными (отказ от адекватной цены товара). В обоих случаях только повторные продажи позволяют фирме компенсировать убытки, которые она терпит при входе на рынок. Обратим внимание на то, что и расточительные расходы, и низкая входная цена могут играть роль сигналов только при достаточно высоком уровне экономической грамотности покупателя. «Премию за качество» покупатель платит, зная, что фирма не может покрыть расточительные расходы из текущей выручки. Следовательно, покупатель должен иметь представление не только об объемах затрат фирмы, например, на рекламу, но и о ее издержках вообще. Низкая входная цена воспринимается как сигнал качества благодаря знанию покупателя о том, что она ниже средних издержек производства низкокачественного товара.
Все перечисленные нами сигналы позволяют покупателю получать косвенную информацию о качестве производимой продукции. Чем эффективнее действует система сигналов, тем при прочих равных условиях меньше отклонение рыночного равновесия от Парето-эффективного. Эффективность как каждого из названных нами сигналов, так и системы сигналов в целом ограничена и противоречивостью их действия, и способностью покупателей адекватно воспринимать и анализировать полученные сигналы.
Существование проблемы асимметричной информации о качестве на товарном рынке создает дополнительные барьеры на пути новых фирм. Прежде чем производитель товара высокого качества сможет продавать свой продукт по цене, позволяющей получать хотя бы нормальную прибыль, он должен сигнализировать покупателю о качестве своей продукции. Независимо от конкретной стратегии продавца (предоставление гарантий, низкая входная цена, расточительные расходы) продвижение и позиционирование товара на рынке сопряжено со значительными дополнительными расходами - инвестициями в репутацию.
- С.Б. Авдашева
- Теория организации отраслевых рынков Учебник
- Введение
- Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
- Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
- Контрактная концепция фирмы
- Стратегическая концепция фирмы
- Классификация внутренних структур фирмы
- Виды фирм по размеру
- Виды фирм по формам собственности
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Виды фирм по типам внутренней структуры управления
- Альтернативные цели фирм
- Цели индивидуального собственника
- Цели управляющих
- Максимизация прибыли в условиях неопределенности
- Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
- Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
- Показатели концентрации продавцов на рынке
- Определение рынка
- Определение показателя размера фирмы
- Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
- Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
- Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- Индекс Джини
- Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
- Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- Вертикальная интеграция
- Диверсификация деятельности фирмы
- Дифференциация продукта
- Эластичность и темпы роста спроса
- Иностранная конкуренция
- Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
- Показатели монопольной власти
- Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
- Коэффициент Лернера
- Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
- Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
- Коэффициент Тобина (q Тобина)
- Коэффициент Папандреу
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 3 монополия и потери общества
- Максимизации прибыли монополии
- Последствия монопольной власти
- Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
- Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
- Альтернативные издержки монополизации'
- Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
- V.'s.'s.'a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
- Преимущество в издержках в условиях монополии
- Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
- Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
- Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
- Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 4 доминирующая фирма
- Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
- Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
- Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
- Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
- Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
- Высота и эффективность барьеров входа
- Квазиконкурентные рынки
- Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
- Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 5
- Глава 5 информация
- Модель «рынка лимонов» Акерлофа
- Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
- Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
- Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
- Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
- Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
- Асимметричная информация о ценах
- Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
- Глава 6
- Глава 6 дифференциация продукта
- Модель Чемберлина дифференциации продукта
- Проблема измерения дифференциации продукта
- Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
- Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
- Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
- Модель «кругового города» (модель Салопа)
- Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
- Эмпирическая проверка модели Ланкастера
- Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
- Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
- Вертикальная дифференциация продукта
- Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
- Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
- Формы вертикального контроля
- Использование неденежных расчетов в российской экономике
- Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
- Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
- Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 8
- Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
- Парадокс Бертрана
- Модель Эджворта
- Модель Курно
- Модель Штакельберга
- Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
- Кооперативные модели поведения олигополистов
- Картельные соглашения
- Причины возникновения картелей
- Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
- Факторы, облегчающие сохранение картеля
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
- Социальные издержки картелизации
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 9 ценовая дискриминация
- Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
- Типы ценовой дискриминации
- Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
- Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
- Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
- Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
- Практика ценовой дискриминации
- Связанные продажи
- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
- Сезонное ценообразование
- Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
- Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
- Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
- Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
- Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
- Глава 10 государственная отраслевая политика
- Типы отраслевой политики
- Естественная монополия
- Государственное регулирование естественных монополий
- Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Регулирование доходности естественной монополии
- Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
- Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
- Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
- Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
- Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
- Олигополия в международной торговле
- Антимонопольная политика государства
- Цели антимонопольной политики государства
- Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
- Антимонопольная политика в сша
- Запрет слияний и поглощений в сша
- Антимонопольная политика в Западной Европе
- Антимонопольная политика отдельных развитых стран
- Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
- Антимонопольная политика в России
- Оглавление
- Глава 1. Фирма в теории организации рынков
- Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
- Глава 3. Монополия и потери общества
- Глава 4. Доминирующая фирма.
- Глава 5. Информация
- Глава 6. Дифференциация продукта
- Глава 7. Вертикальная интеграция
- Глава 8. Стратегическое взаимодействие
- Глава 9. Ценовая дискриминация .
- Глава 10.Государственная отраслевая политика