logo search
Региональная экономика и управление (Лапин, Шаг

13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Рост интереса к разработке региональных прогнозов вызывается переходом территорий к самостоятельности и местному самоуправлению. Самостоятельность повысила и ответственность регионального управляющего органа за будущее, обоснованность стратегий по достижению поставленных целей территориального развития. Тем самым они стали катализаторами роста спроса на качественный территориальный прогноз (он все в большей мере приобретает свойства товара), на выделение территориального аспекта (в том числе и районного уровня) в отраслевых прогнозных разработках. Фактически сегодня можно говорить о зарождении рынка территориальных прогнозов.

Вполне естественно, что без выделения территориального аспекта в различных прогнозах не удастся обеспечить эффективное решение также отраслевых и местных проблем, других задач территориального развития.

При этом территориальный прогноз является научным суждением (предназначением, предсказанием, предопределением) о возможных состояниях в будущем и (или) об альтернативных путях движения региона как объекта развития и прогнозирования к определенной цели (созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения) в соответствии с установленными тенденциями, закономерностями, задачами и сроками их достижения. В этом варианте можно говорить о регионе как объекте прогнозирования.

Прогнозирование процесса комплексного развития районных территориальных систем строится в соответствии с общепринятыми принципами прогностики и территориального прогнозирования, но с учетом специфики объекта и предмета прогноза: развития региона. Среди этих принципов:

Перечисленные принципы - не догма. их можно дополнять. Но важно при этом обеспечить качество, полноту и сбалансированность территориальных прогнозов, цикличность, коллективность, компетентность и последовательность их разработки.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

В условиях отказа от директивного планирования, перехода к рыночным отношениям, нарушения сложившихся межрайонных связей произошел развал системы долгосрочного прогнозирования на всех уровнях. Кроме ликвидации Госплана СССР, в силу объективных обстоятельств прекратили свое существование или резко изменили профиль работы большинство экономических отраслей ведомственных институтов.

Однако с 1992 - 1994 гг. Правительство России начало пересмотр позиций по отношению к прогнозированию социально-экономического развития регионов с учетом развития различных форм собственности и формирования региональных и межрегиональных товарных рынков продукции.

Основную форму прогнозирования составили годовые планы и целевые программы развития. По срокам прогнозирования целевые программы социально-экономического развития подразделялись на краткосрочные, среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

Таким образом, типовая структура целевой программы любого уровня (федеральная, районная, отраслевая), как правило, должна включать в свой состав: обоснование и характеристику выдвигаемой для разработки проблемы; цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, разработку механизма управления и контроля за реализацией программы, оценку результативности и ожидаемой эффективности, социально-экономических последствий, а также направлений финансирования работ, в том числе и за счет средств госбюджета.

В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации, использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. п.