9. Электронный транспорт.
Электронный транспорт объединяет транспорт, которые работают, используя электроэнергию и транспортировку электрической энергии.
Линии электропередачи (система кабелей и дополнительных пристроек), предназначенных для передачи и распределения электрической энергии от электростанции к потребителю. Крупнейшая трансукраинская линия электропередач Донбасс — Западная Украина — Аьбертирша (Венгрия) с напряжением 750 кВт, по территории страны проходит ЛЭП с постоянным напряжением тока 800 кВт.
Связь является отраслью, обеспечивающей передачу и прием почтовых, телеграфных, телефонных, радио и других сообщений. Связь бывает внутренняя и внешняя. Надежная и качественная связь стимулирует экономический прогресс, а постоянное развитие телекоммуникаций в Украине может создать благоприятную конкурентную среду и доступ к рынкам, что позволит достичь мирового уровня телекоммуникаций.
Государственные предприятия электросвязи объединились по технологическому принципу и вошли в Украинское объединение электросвязи «Укртелеком». Главным оператором на почтовом рынке государства является объединение «Укрпочта».
Оперативность получения информации обеспечивается в настоящее время современными компьютерными системами и сетями, средствами связи и Интернет.
10. ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Затяжной период спада промышленного и сельскохозяйственного производства в 90-е годы, падение жизненного уровня населения привели к снижению грузо- и пассажирооборота в Украине. Отсюда – ухудшение материально-технической базы транспорта.
В последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Но проблем еще предостаточно, особенно с учетом того обстоятельства, что в Украине развиты все виды транспорта и поэтому требуется обеспечить комплексное развитие отрасли.
Стратегическим направлением развития для всей транспортной системы должно стать повышение значимости транзитных перевозок.
В силу своего географического положения Украина является страной с огромным транзитным потенциалом. По оценке британских специалистов, Украина имеет наивысший в Европе показатель транзитности, который учитывает развитие размещенных в стране транспортных систем и сетей, а также уровень и состояние их использования. Однако это не означает, что все пассажиро- и грузопотоки будут автоматически проходить через ее территорию. Нас ожидает жесткая конкурентная борьба за транзит.
В настоящее время на рынке транзитных перевозок конкурируют государства, стремящиеся привлечь транспортные потоки на свою территорию путем создания благоприятных условий для перевозок. Например, нормы для европейских транспортных коридоров включают в себя пересечение границы автобусами и легковыми машинами за 15 минут, поездами – за 20 минут, грузовиками – за 60 минут. О таких сроках могут только мечтать водители, пересекающие границу Украины. Длительные задержки на границе, а также произвол чиновников, поборы на дорогах, несовершенство законодательства приводят к тому, что транспортные потоки все чаще обходят Украину стороной. По некоторым оценкам вследствие неблагоприятных условий для транзита наша страна ежегодно теряет около 2 млрд. долл.
Примером того, какое большое значение могут иметь доходы от транзита, является такой факт, что около ¼ ВВП Латвии составляют именно доходы от транзитных перевозок (то же можно сказать и в отношении Литвы и Эстонии). Что касается Украины, то экспорт транспортных услуг (в основном за счет транзита) ежегодно дает около 4 млрд. долл. или около 7% ВВП.
Следует учитывать, что транзит через территорию Украины составляет сферу интересов не только Украины, но и многих европейских стран, которые можно более активно привлекать к реконструкции основных транспортных коридоров.
С целью дальнейшего развития транзитных перевозок в 2002 г. был принят Закон Украины "О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 г.г.". Однако, последние политические и экономические события (в том числе, газовый конфликт между Украиной и Россией) показывают, что накопленные за многие годы связи и опыт можно легко утратить вследствие принятия непродуманными решений либо бездействия. Особенно это актуально в связи с тем, что до 94% транзита через территорию Украины приходится на транзитные перевозки России, Казахстана и Беларуси, а на транзит дальнего зарубежья приходится только 6% от общего объема транзитных перевозок. Поэтому мы рискуем потерять своего главного партнера.
Обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры является задачей стратегического значения для Украины. Успешный рост страны невозможен без стабильной бесперебойной работы транспорта и его способности к саморазвитию. Если не уделять этой проблеме должного внимания, то в ближайшее время состояние транспорта и транспортной инфраструктуры может стать фактором торможения для всей отечественной экономики.
Основными угрозами экономической безопасности Украины в транспортной сфере являются:
— утрата конкурентоспособности украинских перевозчиков из-за старения подвижного состава, высокой себестоимости перевозок, больших ставок налогов;
— вытеснение отечественных перевозчиков иностранными вследствие чрезмерной открытости отечественного рынка транспортных услуг и неэффективной государственной политики протекционизма по отношению к отечественным перевозчикам;
— критически низкий уровень перевозок, прежде всего, на авиационном, морском, речном транспорте, за которым начинается распад транспортной системы;
— значительные сокращения отечественного торгового флота из-за вывода его в оффшорные компании;
— отсталость транспортной сети, вследствие чего имеет место низкое качество транспортного обслуживания (скорость движения, сохранность груза, прости на границе, информационное обеспечение);
— потеря Украиной рынка перевозок на реке Дунай;
— неопределенность границ в Азовском море и в Керченском проливе;
— сокращение транзита из-за намерений России переориентировать экспортно-импортные грузопотоки на собственные порты и из-за строительства обходных нефтепроводов и газопроводов;
дискриминационная политика других государств в отношении украинских перевозчиков;
сокращение авиаперевозок в Америку из-за отсутствия современных самолетов и в Европу – в связи с повышенными требованиями со стороны ЕС относительно шума и эмиссии двигателей.
- Тема 1. Теоретические основы курса «региональная экономика» план.
- 2. Закономерности, принципы и факторы рпс.
- 1. Приближение производства к источникам сырья, топлива и потребителям;
- 3.Предпосылки размещения производительных сил.
- 2. Демографические предпосылки рпс.
- 3. Экономические предпосылки рпс:
- 3.1. Историко-экономические предпосылки.
- 3.2. Формы общественной организации производства:
- 3.3. Территориальное разделение труда.
- 4. Основные показатели экономического развития страны.
- 2. Основы региональной политики и принципы регионального управления
- 3. Механизм реализации региональной экономической политики
- 2. История возникновения и особенности развития регионов украины
- 3. Экономическое районирование украины
- 2. Характеристика природно-ресурсного потенциала украины и ее регионов
- 3. Минеральные ресурсы украины и их территориальное размещение
- Основные полезные ископаемые Украины и их месторасположение
- 4. Экологические последствия использования прп в украине. Политика ресурсосбережения и стратегия устойчивого развития
- Тема 6 «региональные аспекты размещения
- 2. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в украине
- 3. Зарубежный опыт по проведению демографической политики и ее основные направления в украине
- Тема7. «донецкая область в территориальном и
- Основные показатели, характеризующие Донецкую область в сравнении с другими странами и регионами (2004 г.)
- Основные показатели социально-экономического развития донецкой области в сравнении с украиной и соседними областями за январь-август 2008 года
- 3. Население и трудовые ресурсы региона
- 4. Современный экономический потенциал донецкой области и ее место в экономике украины.
- 5.Основные проблемы и направления развития региона
- Тема 8: «топливно-энергетический комплекс украины».
- 4. Торфяная промышленность.
- 1. Понятие топливно-энергетического баланса и топливно-энергетического комплекса страны.
- Структура топливно-энергетических балансов различных стран мира, %
- Динамика добычи важнейших энергетических ресурсов Украины
- 4. Торфяная промышленность
- Тема 9: «черная металлургия украины» План
- 2. Горнорудная промышленность украины.
- 3. Производство чёрных металлов.
- 48 Доменными печами;
- 5. Трубная промышленность.
- 6. Производство огнеупоров, флюсов и коксохимическое производство.
- 7. Современное состояние и проблемы развития черной металлургии украины.
- Тема 10: «цветная металлургия украины».
- 2. Алюминиевая промышленность украины.
- 3. Медно-никелевая промышленность.
- 4. Свинцово-цинковая промышленность.
- 5. Титановая промышленность.
- 6. Сурьмяно-ртутная промышленность.
- 7. Урановая промышленность.
- 8. Металлургия редких и редкоземельных металлов.
- 9. Металлургия благородных металлов.
- 10. Вторичная цветная металлургия.
- 11. Современные проблемы развития цветной металлургии украины.
- Тема 11: «машиностроительный комплекс украины» План
- 3. Общая характеристика, отраслевая структура и размещение машиностроительного комплекса украины
- 4. Современные проблемы развития машиностроения украины
- Тема 12: «химический комплекс украины». План
- 2. Горно-химическая промышленность украины.
- 3. Неорганическая (или основная) химия.
- 4. Химия органического синтеза
- 5. Фармацевтическая промышленность.
- 6. Проблемы и направления развития химической промышленности украины.
- Тема 13: «индустриально-строительный комплекс украины» План
- 1. Роль индустриально-строительного комплекса в экономике страны.
- 2. Добыча и производство строительных материалов в украине.
- Динамика производства основных видов строительных материалов в Украине
- 3. Строительство.
- 4. Строительное машиностроение.
- 5. Проектно-конструкторские работы и подготовка кадров.
- ЪТема 14: «транспортный комплекс украины»
- 1. Роль транспорта в экономике украины.
- 2. Железнодорожный транспорт украины
- 4. Трубопроводный транспорт
- 9. Электронный транспорт.
- Тема 15: «агропромышленный комплекс украины».
- 3. Основные реформы в аграрном секторе украины
- 4. Современное состояние апк украины и проблемы его развития
- Тема 16: «внешнеэкономическая деятельность украины».
- 2. Международная торговля украины.
- 3. Кредитование и инвестирование. Роль сэз и тпр в привлечение инвестиций в страну.
- Льготы и стимулы
- 4. Научно-техническое сотрудничество.
- 5. Совместное предпринимательство.
- 6. Туризм.
- 7. Направления развития вэд украины.