4. Прибыль: сущность, концепции, виды
Движущим мотивом и конечной целью предпринимательской деятельности в рыночной экономике выступает прибыль. Она является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом.
В экономической теории нет единого взгляда на природу прибыли, ее источник и механизм формирования.
Представители школы меркантилизма понимали прибыль как результат неэквивалентного обмена товаров, тем самым источник прибыли находили в сфере обращения.
Физиократы, уделявшие основное внимание сфере сельскохозяйственного производства, трактовали прибыль как порождение земли и самой природы.
Основатели классической буржуазной политической экономии А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что прибыль представляет собой часть неоплаченного труда наемного рабочего. Эти идеи впоследствии развил К. Маркс.
Согласно марксистской теории, прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости, созданная наемными работниками. На поверхности капиталистического предпринимательства создание прибавочной стоимости (m) рабочей силой (ν), а не средствами производства (с) не видно, поскольку для капиталиста важно не только как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются средства производства. В результате складывается впечатление, что прибавочная стоимость создается всем авансированным капиталом, представляется как прирост всеми затратами, а значит как доход, как прибыль.
Показателем, с помощью которого определяется степень возрастания всего авансированного капитала, является норма прибыли:
где р’ - норма прибыли;
m - прибавочная стоимость;
(с+v) — авансированный капитал.
На начальном этапе развития капитализма различные по величине нормы прибыли способствовали переливу капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате межотраслевой конкуренции произошло выравнивание отраслевых норм прибыли в среднюю норму прибыли, обеспечивающую равную прибыль на равновеликий капитал.
Средняя норма прибыли равна отношению суммы прибавочной стоимости, созданной во всех отраслях производства, ко всему капиталу, вложенному в эти отрасли:
%,
Образование средней нормы прибыли в результате межотраслевой конкуренции обусловливает превращение рыночной стоимости в цену производства (Ц.П.).
Ц.П. = издержки производства + средняя прибыль.
В неоклассических теориях прибыль исследуется на уровне отдельной фирмы и связана с показателями валового, среднего и предельного доходов.
Валовой доход (ТR) фирмы формируется в виде выручки от реализации всей произведенной продукции, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции: TR = P-Q. Средний доход (AR) рассчитывается на единицу реализованной продукции: AR = TR/Q.
Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции: МR = ∆TR/∆Q.
Прибыль (П) любой фирмы образуется как разница между валовым доходом и общими издержками производства: П — TR - TС Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (ТС), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, фирма имеет отрицательную прибыль или убытки.
Экономисты и бухгалтеры по-разному подходят к определению прибыли. Прибыльное, с бухгалтерской точки зрения, дело может быть экономически убыточным, если используемые данным образом ресурсы дают меньший результат, чем, если бы использовались другим способом.
Бухгалтерская (финансовая) прибыль определяется как разница между валовым доходом фирмы и бухгалтерскими (явными или внешними) издержками. Однако если в производственные издержки включать только явные, то их величина будет заниженной, а прибыль завышенной.
Экономическая, или чистая, прибыль — определяется как разница между валовым доходом и суммой всех (явных и неявных) издержек. Фирма получает экономическую прибыль, когда ее доходы превышают сумму всех издержек.
Минимальная плата, необходимая, чтобы предпринимательские способности использовались в данном предприятии, называется нормальной прибылью или предпринимательским доходом. Она является вознаграждением за выполнение предпринимательских функций и элементом внутренних издержек. Это прибыль необходимая, чтобы побудить людей к организации и управлению фирмой, прибыль, от которой предприниматели отказываются, используя в производстве собственные ресурсы, но которую могли бы получить, вложив их в иное дело. Это — не фактически полученный доход, а доход, который мог быть получен при альтернативном использовании собственных ресурсов.
При последующем анализе предполагается, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли, хотя в действительности это не всегда так. В условиях, когда на рынке имеет место интенсивная конкуренция, принцип максимизации прибыли используется в качестве инструмента микроэкономического анализа для прогнозирования поведения фирмы. Можно выделить два принципа максимизации прибыли.
Один из них основан на сопоставлении совокупной выручки и совокупных издержек. Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не изменяется, очевидно, что величина дохода фирмы будет формироваться в зависимости от количества реализованной продукции, и представлять прямую линию с положительным наклоном, исходящую из начала координат (рис. 29). Наклон TR к оси абсцисс равен отношению изменения дохода к изменению объема выпуска, то есть предельному доходу:
При совершенной конкуренции каждая последующая единица реализованной продукции продается по такой же цене, как и предыдущая. Поэтому средний доход, получаемый от каждой продукции, будет постоянным и равен цене единицы продукции:
Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуются по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу и цене продукта на рынке: MR = AR = R.
Как видно на графике (рис. 29), до определенного объема производства, соответствующего точке А, общие затраты превышают общий доход и прибыль (π) имеет отрицательное значение. В точке А совокупный доход TR равен совокупным издержкам ТС и прибыль равна нулю.
Так как величина прибыли функционально зависит от количества проданной продукции, то максимальная ее величина будет получена тогда, когда дополнительно реализованная единица продукции не даст приращения прибыли, то есть π = max при Поскольку π = ТС - TR, то Учитывая, что - угловой коэффициент кривой совокупной выручки ТR, а - угловой коэффициент кривой совокупных издержек ТС, то максимальная прибыль будет получена при объёме выпуска, соответствующего на графике точке В, для которого наклон кривой совокупной выручки равен наклону кривой совокупных издержек. Отсюда следует, что фирма максимилизирует прибыль при условии равенства предельной выручки и предельных издержек: МR=МС.
Другой способ основан на определённом анализе и состоит в сопоставлении предельной выручки МR и предельных издержек МС (рис.30).
При анализе используются те же исходные условия, что и в предыдущем способе. Если прибыль максимилизируется при , а , то максимальная прибыль будет получена фирмой при или при .Так как , а , то величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, когда значения предельной выручки МR и предельных затрат МС равны.
На графике (рис. 30) видно, что общий доход TR можно представить как площадь большого прямоугольника PCQ * О. Площадь прямоугольника P'CQ * О — это общие издержки фирмы при количестве продукции Q*. Если из площади прямоугольника PCQ * О вычесть площадь прямоугольника P'CQ * О, то площадь прямоугольника РСКР' и будет объем общей прибыли фирмы. Если фирма попытается изменить объем выпуска Q, то в любом случае площадь прямоугольника уменьшится, то есть объем общей прибыли станет меньше, чем при выпуске Q*.
Следовательно, общим условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных затрат в ситуации, когда предельные затраты возрастают.
- Содержание:
- 2. Основные этапы развития экономической мысли
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Экономические категории и законы
- 6. Экономическая стратегия и экономическая политика
- Глава 2. Общественное производство и экономическая система общества
- 1. Производство и его основные элементы
- 2. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения
- 3. Стадии общественного производства
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- 5. Понятие экономической системы общества
- Глава 3. Отношения собственности в экономической системе
- 1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»
- 2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Многообразие форм собственности
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- Раздел іі. Основы рыночной экономики
- Глава 4. Товарное производство
- 1. Формы и типы общественного хозяйства
- 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
- 3. Благо и товар
- 4. Теории стоимости товара
- 5. Деньги
- 6. Цена
- Глава 5. Рынок
- 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
- 2. Структура и типы рынков
- 3. Инфраструктура рыночной экономики
- 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
- Глава 6. Спрос и предложение
- 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
- 2. Предложение и его функции
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
- Глава 7. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция и ее методы
- 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
- 3. Экономическая монополия и ее формы
- 4. Антимонопольное регулирование
- Глава 8. Теории потребительского поведения
- 1. Экономическое потребление
- 2. Граница производственных возможностей
- 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
- 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
- Раздел III. Теория микроэкономики
- Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
- 3. Особенности предпринимательства в России
- Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
- 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
- 2. Многообразие форм предприятий
- 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
- Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
- 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
- 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
- 3. Концепция и основные задачи логистики
- 4. Сущность и содержание маркетинга
- Определения маркетинга
- 5. Маркетинг как рыночная концепция
- Глава 12. Теория производства и производственная функция
- 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
- 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
- 3. Изокванты
- 4. Производство с одним переменным фактором
- 5. Замещаемость производственных факторов
- 6. Прямая равных издержек (изокоста)
- 7. Производство с двумя переменными факторами
- Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
- 1. Определение издержек производства
- 2. Виды издержек
- Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
- 3. Эффект масштаба производства
- 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
- Глава 14. Рынки факторов производства
- 1. Рынок труда и заработная плата
- 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
- Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
- 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
- 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
- 3. Основные и оборотные фонды, их структура
- 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
- 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
- Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
- 1. Аграрные отношения и их специфика.
- 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
- 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
- Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
- Раздел IV. Теория макроэкономики
- Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
- 1. Определение национальной экономики
- 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
- 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
- 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
- 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
- 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
- Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
- 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Глава 19. Макроэкономическое равновесие
- 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
- 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
- 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
- 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
- Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
- 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 2. Экономический рост
- 3. Безработица: сущность, причины и формы
- 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
- Глава 21. Закономерности денежного обращения
- 1. Понятие денежного обращения
- 2. Законы денежного обращения
- 3. Денежная система и ее элементы
- 4. Структура денежной массы и ее показатели
- Денежная масса в Российской Федерации в 1997—2001 гг.1
- 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
- Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система государства и её субъекты
- 3. Концепции финансов государства
- 4. Государственный бюджет
- 5. Кредит: принципы, функции, формы
- 6. Банки и современная банковская система
- 7. Государственный долг
- 8. Страховая деятельность
- 9. Рынок ценных бумаг
- Глава 23. Налоги и налоговая система
- 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Субъекты налоговых отношений
- 4. Налоговая система Российской Федерации
- 5. Налоговая политика
- Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
- 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
- 2. Экономические функции государства
- 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
- 4. Экономическая политика государства
- Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
- 1. Общая модель смешанной экономики
- 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- 3. Функциональное строение совокупного спроса
- 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
- Раздел V. Проблемы переходной экономики
- Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
- 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
- 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
- 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
- Глава 27. Трансформация отношений собственности
- 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
- 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
- Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
- Глава 28. Мировое хозяйство
- 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
- 2. Классификация стран
- 3. Теории мирохозяйственных связей
- 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
- 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
- 7. Интеграция России в мировое хозяйство
- Глава 29. Глобализация экономических отношений
- 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
- 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
- 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
- Раздел VII. Из истории экономических учений
- Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
- 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
- 2. Меркантилизм — первая научная экономическая система
- 3. Возникновение классической школы
- 4. Теоретические основы марксизма
- Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
- 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
- 2. Неоклассическое направление экономической мысли
- 3. Институционализм и неоинституционализм
- 4. Кейнсианство
- 5. Неолиберальные концепции
- 6. Монетаризм
- Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 2. Основные направления развития политэкономии социализма
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
- 1. Особенности развития экономической мысли в России
- 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов