11.2. Виды бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности.
Отчётность организации классифицируют:
- по видам
- периодичности составления
- степени обобщения отчётных данных
- объёму содержащихся сведений
- по назначению.
По видам отчётность подразделяют на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчётность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности. Составляют её по данным бухгалтерского учёта.
Статистическая отчётность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учёта и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном , так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчётность составляется на основе данных оперативного учёта и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовая отчётность включает отчёты за день, пятидневку, декаду, месяц, квартал и полугодие.
Годовая отчётность – это отчёты за год.
По степени обобщения данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчётов.
По объёму содержащихся в отчётах сведений различают частную и общую отчётность. Частная включает информацию о работе предприятия на каком-то участке его деятельности. Общая служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении того или иного хозяйствующего субъекта. Составление внутренней отчётности вызывается потребностью самого хозяйства. Внешняя бухгалтерская отчётность в соответствии с международной практикой обязательно подлежит опубликованию, поэтому её называют публичной.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчётность. Состав бухгалтерской отчётности для коммерческих организаций установлен Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ4/99, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н.
Образцы форм бухгалтерской отчётности организаций рекомендованы приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».
В соответствии с перечисленными документами в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчётности входят:
- бухгалтерский баланс – форма № 1;
- отчёт о прибылях и убытках – форма № 2.
В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках, которые представляются только в годовой отчётности, входят:
- отчёт об изменениях капитала – форма № 3;
- отчёт о движении денежных средств – форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
- отчёт о целевом использовании полученных средств – форма № 6;
- пояснительная записка.
Вместе с годовой бухгалтерской отчётностью некоторые организации обязаны представлять аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представляемой бухгалтерской отчётности.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит для коммерческих организаций осуществляется в случаях, если:
- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- объём выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчётного года в 200 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
Бухгалтерская отчётность является открытой для пользователей – учредителей (участников) организации, налоговых органов, инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчётностью.
СЛОВАРЬ БУХГАЛТЕРСКИХ ТЕРМИНОВ
А
Аванс – денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая или перечисляемая в счёт предстоящих платежей за выполнение работы, передачу имущества, оказанные услуги и др.
Активы баланса – часть бухгалтерского баланса, отражающая на определённую дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.
Акцептовать – принять счёт к платежу, дать согласие на оплату счёта поставщика.
Акции – ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом, обладателям которых предоставляются все имущественные и личные права, связанные с обладанием акцией.
Амортизация – 1. Перенесение стоимости постепенно изнашивающихся основных фондов на стоимость вырабатываемой продукции; 2. Целевое накопление денежных средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.
Анализ – разбор, рассуждение, разложение на составные части.
Аренда – имущественный наем, договор по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определённое вознаграждение – арендную плату.
Аудит – проверка финансовой деятельности компании аудитором.
Б
Баланс, бухгалтерский, – документ бухгалтерского учёта, который в обобщённом денежном выражении даёт представление о финансовом состоянии дел фирмы на определённую дату.
Балансовая прибыль – общая сумма прибыли предприятия от всех видов деятельности, отражённая в балансе.
Бланк – лист бумаги с печатным заголовком организации, предназначенный для составления документа по определённой форме.
Бухгалтерский документ – письменная регистрация хозяйственной операции.
Бухгалтерский счёт – способ группировки, систематизации и регистрации информации о состоянии средств, источников и хозяйственных процессов.
Бухгалтерский учёт – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов, в различных измерителях.
В
Валюта баланса – сумма (итог) по всем составляющим счетам бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинакова по активу и по пассиву баланса.
Ведомость – учётный регистр; список какой-либо учётной информации.
Ведомость оборотная – итоговая ведомость, которая составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и обобщает эти данные за месяц.
Вексель – письменное долговое обязательство установленной законом формы, выдаваемое заёмщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее последнему право требовать у заёмщика уплаты к определённому сроку суммы денег, указанной в векселе.
Выручка – деньги, полученные от продажи чего-либо или в качестве прибыли, дохода.
Г
Главная книга – учётный регистр синтетического учёта, открываемый на год.
Д
Дата отчётная – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчётность.
Двойная запись – метод бухгалтерского учёта, при котором каждая хозяйственная операция отражается дважды: в дебете одного счёта и кредите другого на одну и ту же сумму.
Дебет – одна из сторон (левая) бухгалтерского счёта, имеющего форму двухсторонней таблицы.
Дебитор – юридическое или физическое лицо, имеющее денежную или имущественную задолженность предприятию.
Дебиторская задолженность – задолженность физических и юридических лиц данной организации.
Денежный измеритель – один из измерителей в бухгалтерском учёте, при помощи которого разнообразные хозяйственные явления обобщаются в единой денежной оценке.
Депонировать – отдавать на хранение; делать взнос, вклад.
Документ – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
Документация – способ первичного отражения (регистрация) хозяйственных операций в специальных документах учёта, являющихся основанием для бухгалтерских записей.
Документооборот – путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив.
Допущение -1.предположение; 2.в бухгалтерском учёте экономически развитых стран это общепризнанные основополагающие принципы, применение которых предполагается при ведении бухгалтерского учёта.
Ж
Журнал – ордер – учётный регистр хронологической регистрации синтетического и в ряде случаев аналитического учёта, применяемый при журнально-ордерной форме учёта.
З
Задолженность – подлежащие уплате, но ещё не уплаченные денежные суммы.
Забалансовые счета – счета, на которых учитываются ценности, не принадлежащие данной организации, но временно у неё находящиеся.
Закрытие счетов – записи, после которых счета бухгалтерского учёта не имеют сальдо.
Запись бухгалтерская – форма регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.
Затраты (издержки) – израсходованная на что-либо сумма, затраты.
И
Измеритель в бухгалтерском учёте – единицы измерения объектов бухгалтерского учёта. Существует три вида измерителей.
Износ – обесценивание и физическое снашивание долгосрочных материальных производственных активов.
Инвентаризация – периодическая проверка наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учёта.
Инвестиции – совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.
Инфляция – обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.
К
Калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ.
Калькуляция – определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств.
Калькуляция себестоимости – исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Капитал – 1.Стоимость, приносящая прибавочную стоимость; 2. Общая стоимость активов какого-либо лица за вычетом его обязательств.
Капитал оборотный – 1. Часть производительного капитала, стоимость которого полностью переносится на произведённый товар и возвращается в денежной форме после его реализации.
Капитал основной – часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов.
Корреспонденция счетов – метод бухгалтерского учёта, при котором каждая хозяйственная операция отражается одной и той же суммой в двух счетах.
Кредит – правая часть счёта бухгалтерского учёта.
Кредиторы – физические или юридические лица, которым должна данная организация.
Кредиторская задолженность – задолженность организации другим физическим или юридическим лицам.
Корректура – исправление ошибок в документах, учётных регистрах.
Л
Лизинг – форма долгосрочного договора аренды.
Лимит кассы – сумма денежных средств, которая может постоянно находиться в кассе предприятия.
Н
Налог – обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
Натуральные измерители – предназначены для отражения в учёте хозяйственных средств и процессов счётом, мерой, весом.
О
Объект бухгалтерского учёта – элементы хозяйственных средств и источников их образования, имеющие денежную оценку и отражаемые в счетах бухгалтерского учёта.
Обязательства – 1.оформленные договором гражданско-правовые отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определённые действия или воздержаться от определённых действий; 2.сумма денег, которая должна быть заплачена на определённую дату в будущем.
Оприходование – отражение в стоимостном выражении в активе (учёте) соответствующих счетов, поступивших материальных ценностей, имущества.
Отчётность бухгалтерская – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.
П
Пассив – часть бухгалтерского баланса, отражающая источники формирования организации и их назначение.
План счетов бухгалтерского учёта – система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта.
Предметы труда – вещи, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.
Проводка бухгалтерская – оформление корреспонденции счетов.
Производство – регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, услуг и т.д.).
Р
Раздел бухгалтерского баланса – группа однородных статей актива или пассива бухгалтерского баланса.
Расход – потребление, затрата для определённой цели.
Расходы- 1.затраты, издержки; 2.уменьшение средств предприятия или увеличение его обязательств, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности в целях получения прибыли и приводят к уменьшению величины собственного капитала.
Регистр – список чего-либо, указатель; книга для записей.
Реквизиты – обязательные сведения, установленные законом или ведомственными положениями, которые должны содержаться в документе для признания его действительным.
С
Сальдо (остаток) – разность между денежными поступлениями и расходами за определённый промежуток времени.
Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции.
Система бухгалтерского учёта – комплекс регистров по выбранной форме учёта, группировка аналитических регистров учёта первичных документов.
Способ ведения бухгалтерского учёта – метод группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приёмы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учёта, системы учёных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приёмы.
Средства труда – предметы (орудия) труда, которые используются для производства товаров и услуг.
Стандарт бухгалтерский – стандартные требования к методам и процедурам ведения бухгалтерского учёта.
Статья бухгалтерского баланса – показатели (строки) актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды хозяйственных средств или источников их образования.
Статья калькуляции – определённый вид затрат, образующих себестоимость.
Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.
Сторно – бухгалтерская запись, сделанная красными чернилами для исправления ошибок в учётных регистрах.
Субсчёт – счёт, входящий в состав другого счёта.
Счёт – регистры всех бухгалтерских записей, относящихся к отдельной статье.
Счёт бухгалтерского учёта – способ группировки и текущего учёта однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов.
Т
Товар – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления.
Товарооборот – процесс обращения товаров.
Требования к ведению бухгалтерского учёта – единые правила по ведению бухгалтерского учёта, обязательные к исполнению.
Трудовые измерители – применяют для выражения хозяйственных явлений в рабочих днях, часах, минутах.
У
Убытки – в хозяйственной практике это выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов.
Учёт – установление наличия чего-нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны.
Учёт управленческий– деятельность, связанная с подготовкой информации для руководства предприятия, существенную часть управленческого учёта составляют учёт и анализ затрат.
Учёт финансовый – процесс генерации бухгалтерской информации, пользователи которой непосредственно не относятся к данной организации.
Учёт налоговый – комплексный учёт налоговых платежей и поступлений всех зарегистрированных и незарегистрированных налогоплательщиков в органах налоговой инспекции.
Учётная политика – принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Х
Хозяйственная операция – хозяйственные действия, в результате которых изменяются хозяйственные средства по видам и размещению и по источникам образования.
Хозяйственный учёт – количественное отражение и качественная характеристика хозяйственной деятельности организации.
Ц
Цель бухгалтерского учёта – для внешних пользователей это формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Цена – 1. Денежное выражение стоимости товара; 2. Экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; 3. Количественное соотношение конкретных спроса и предложения.
Цикл производственный – период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретному изделию в пределах одного предприятия.
Э
Элемент затрат – затраты, однородные по своему экономическому содержанию.
Экономическая информация – сведения о состоянии стадий общественного воспроизводства: потребления, производства, обмена, распределения.
Этика бухгалтерская – нормы поведения бухгалтерских работников.
- 1.2. Понятие о хозяйственном учёте. Виды хозяйственного учёта.
- 2.1. Характеристика бухгалтерского учёта. Законодательные основы бухгалтерского учёта.
- 2.2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учёта.
- 2.3. Принципы бухгалтерского учёта, основные требования к нему.
- 3.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учёта.
- 3.2. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению (имущество организации).
- 4.1. Балансовый метод отражения информации. Значение и функции баланса.
- 4.2. Строение бухгалтерского баланса.
- 1. Внеоборотные активы:
- 2. Оборотные активы:
- 3. Капитал и резервы:
- 4. Долгосрочные обязательства
- 5. Краткосрочные обязательства
- 4.3. Классификация балансов.
- 1. По времени составления:
- 3. По способу очистки:
- 4. По характеру деятельности:
- 5. По формам собственности существуют балансы организаций:
- 4.4. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
- 5. Система счетов и двойная запись.
- 5.1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, структура счетов.
- 5.2. Основа метода двойной записи.
- 5.3. Счета синтетического и аналитического учёта.
- 5.4. Классификация счетов бухгалтерского учёта.
- 5.5 План счетов бухгалтерского учёта как основа системы организации учёта.
- 6.1.Значение документов. Требования к первичным учётным документам.
- 1. Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- 6.2. Классификация документов.
- 1. По назначению :
- 2. По порядку составления:
- 3. По способу отражения:
- 6.3. Организация документооборота.
- 7.1. Инвентаризация как важнейший элемент метода бухгалтерского учёта. Цели инвентаризации.
- 7.2. Виды инвентаризации.
- 7.3. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
- 8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.
- 8.2 Классификация производственных затрат и порядок их включения в себестоимость продукции.
- 1. По экономическим элементам:
- 4. По периодичности:
- 9.1. Роль учётных регистров в бухгалтерском учёте.
- 9.2 Классификация учётных регистров.
- 9.3. Способы исправления ошибок в учётных регистрах.
- 10.1. Журнально-ордерная форма учёта.
- 10.2. Мемориально-ордерная форма учёта.
- 10.3. Простая форма бухгалтерского учёта.
- 10.4. Упрощённая форма бухгалтерского учёта.
- 10.5. Журнал-Главная.
- 10.6. Автоматизированная форма учёта
- 11.1. Сущность и значение бухгалтерской отчётности.
- 11.2. Виды бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности.