8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.
В связи с многообразием хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственных операций в бухгалтерском учёте возникает необходимость выработки обобщающих показателей, которые позволили бы сопоставить и свести в единый баланс такие разнородные объекты бухгалтерского учёта, как основные средства, материалы, товары, готовую продукцию, кредиторскую задолженность, займы и др.
Эта задача может быть решена только путём использования денежных измерителей при оценке имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Оценка представляет собой способ стоимостного измерения имущества, обязательств и хозяйственных операций и их отражения в денежных измерителях.
Общие правила (методы) оценки объектов бухгалтерского учёта регламентируются Федеральным законом « О бухгалтерском учёте».
Оценка объектов бухгалтерского учёта при их принятии к учёту зависит от способов поступления этих объектов в организацию.
В зависимости от способа поступления имущества в организацию его оценка может производиться одним из следующих методов:
- при приобретении имущества за плату у других юридических и/или физических лиц его оценка осуществляется путём суммирования фактически произведённых затрат на его покупку (приобретение);
- при создании (изготовлении) имущества силами самой организации и/или сторонних организаций его оценка осуществляется по стоимости изготовления (фактическим затратам, связанным с производством данного объекта имущества);
- при безвозмездном получении имущества от других юридических и/или физических лиц его оценка осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учёту;
- при получении имущества в счёт вклада в уставный капитал организации от других юридических и/или физических лиц его оценкой признаётся денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации;
- при получении имущества в обмен на другое имущество (ценности) его оценка осуществляется по стоимости переданных или подлежащих передачи ценностей.
В состав фактически произведённых затрат могут входить:
- затраты на приобретение самого объекта имущества, т.е. суммы, уплачиваемые поставщикам (продавцам);
- уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении имущества коммерческому кредиту;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением имущества;
- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретается имущество;
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением имущества;
- затраты на транспортировку, хранение и доставку имущества, осуществляемые силами сторонних организаций;
- затраты по доведению имущества до состояния, в котором оно пригодно к использованию в запланированных целях;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением имущества.
В бухгалтерской отчётности имущество организации, как правило, отражается по первоначальной или фактической себестоимости, т.е. по сумме затрат организации на момент его приобретения или создания (изготовления). Исключение составляют основные средства, нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности, которые принимаются к учёту по первоначальной стоимости, а в бухгалтерской отчётности отражаются по остаточной стоимости.
Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость объекта за вычетом сумм накопленной амортизации.
- 1.2. Понятие о хозяйственном учёте. Виды хозяйственного учёта.
- 2.1. Характеристика бухгалтерского учёта. Законодательные основы бухгалтерского учёта.
- 2.2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учёта.
- 2.3. Принципы бухгалтерского учёта, основные требования к нему.
- 3.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учёта.
- 3.2. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению (имущество организации).
- 4.1. Балансовый метод отражения информации. Значение и функции баланса.
- 4.2. Строение бухгалтерского баланса.
- 1. Внеоборотные активы:
- 2. Оборотные активы:
- 3. Капитал и резервы:
- 4. Долгосрочные обязательства
- 5. Краткосрочные обязательства
- 4.3. Классификация балансов.
- 1. По времени составления:
- 3. По способу очистки:
- 4. По характеру деятельности:
- 5. По формам собственности существуют балансы организаций:
- 4.4. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
- 5. Система счетов и двойная запись.
- 5.1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, структура счетов.
- 5.2. Основа метода двойной записи.
- 5.3. Счета синтетического и аналитического учёта.
- 5.4. Классификация счетов бухгалтерского учёта.
- 5.5 План счетов бухгалтерского учёта как основа системы организации учёта.
- 6.1.Значение документов. Требования к первичным учётным документам.
- 1. Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- 6.2. Классификация документов.
- 1. По назначению :
- 2. По порядку составления:
- 3. По способу отражения:
- 6.3. Организация документооборота.
- 7.1. Инвентаризация как важнейший элемент метода бухгалтерского учёта. Цели инвентаризации.
- 7.2. Виды инвентаризации.
- 7.3. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
- 8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.
- 8.2 Классификация производственных затрат и порядок их включения в себестоимость продукции.
- 1. По экономическим элементам:
- 4. По периодичности:
- 9.1. Роль учётных регистров в бухгалтерском учёте.
- 9.2 Классификация учётных регистров.
- 9.3. Способы исправления ошибок в учётных регистрах.
- 10.1. Журнально-ордерная форма учёта.
- 10.2. Мемориально-ордерная форма учёта.
- 10.3. Простая форма бухгалтерского учёта.
- 10.4. Упрощённая форма бухгалтерского учёта.
- 10.5. Журнал-Главная.
- 10.6. Автоматизированная форма учёта
- 11.1. Сущность и значение бухгалтерской отчётности.
- 11.2. Виды бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности.