logo search
14720546110

Основные виды инновационных стратегий

Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию.

Основные виды инновационных стратегий следующие:

  1. Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные перспективы, и умения быстро воплотить их в продукцию. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные предприятия-лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиция лидера может быть подорвана в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.

  2. Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных предприятий, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

  3. Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приобретении лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.

  4. Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успехом

применяется мелкими предприятиями.

  1. «Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передовые технологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отношении, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать угрозу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к

«разбойничьей» стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.

  1. Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпочитают обращаться к помощи специальных агентств.

  2. Приобретение компаний. Эта стратегия часто используется крупными предприятиями в отношении мелких, работающих над перспективными проектами и осуществивших стартовый этап проекта.

  3. Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи с их реализацией возможности достаточно редки, поскольку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.