logo
14720546110

Сущность, значение себестоимости продукции и ее виды

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

  2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

  3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

  4. определение оптимальных размеров предприятия;

  5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и другое.

В зависимости от экономического содержания и производственного назначения при анализе хозяйственной деятельности используют следующие виды себестоимости:

  1. производственная – сумма всех затрат, связанных с получением и транспортировкой продукции к месту ее хранения;

  2. полная или коммерческая – сумма затрат на производство и реализацию продукции;

  3. плановая – рассчитывается при планировании объемов производства и затрат на конкретную продукцию на основе нормативных данных;

  4. провизорная или ожидаемая – разновидность плановой, рассчитывается по итогам работы предприятия за первые три квартала года и плановых затрат в четвертом квартале;

  5. фактическая или отчетная – сумма затрат после подведения итогов хозяйственной деятельности на основе производственного отчета.

Сравнение фактической и плановой себестоимости по видам затрат позволяет установить допущенный перерасход или экономию средств и труда, наметить мероприятия по снижению себестоимости продукции в будущем.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

  2. в увеличении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

  3. в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

  4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

  5. в снижении себестоимости продукции в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.