Сущность, значение себестоимости продукции и ее виды
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
определение оптимальных размеров предприятия;
экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и другое.
В зависимости от экономического содержания и производственного назначения при анализе хозяйственной деятельности используют следующие виды себестоимости:
производственная – сумма всех затрат, связанных с получением и транспортировкой продукции к месту ее хранения;
полная или коммерческая – сумма затрат на производство и реализацию продукции;
плановая – рассчитывается при планировании объемов производства и затрат на конкретную продукцию на основе нормативных данных;
провизорная или ожидаемая – разновидность плановой, рассчитывается по итогам работы предприятия за первые три квартала года и плановых затрат в четвертом квартале;
фактическая или отчетная – сумма затрат после подведения итогов хозяйственной деятельности на основе производственного отчета.
Сравнение фактической и плановой себестоимости по видам затрат позволяет установить допущенный перерасход или экономию средств и труда, наметить мероприятия по снижению себестоимости продукции в будущем.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
в увеличении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
в снижении себестоимости продукции в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
-
Содержание
- Предмет и метод науки «экономика организации»
- Значение предприятия (организации) в экономике страны
- Понятие, предмет и задачи экономики организации
- Методологические аспекты и методы науки
- Организация в условиях рыночной экономики
- Организация: понятие и сущность
- Цель, функции и принципы деятельности организации
- Факторы, влияющие на результативность функционирования предприятия
- Создание, юридическое оформление и реорганизация организации
- Факторы, определяющие образование нового предприятия (организации)
- Государственная регистрация, учредительные документы и органы предприятия (организации)
- Выбор цели деятельности предприятия (организации)
- Реорганизация юридического лица
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Организационно-правовые формы предприятия (организации)
- Понятие организационно-правовых форм предприятий
- Различия между товариществами и обществами
- Хозяйственные товарищества
- Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Производственные кооперативы (артели)
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Формы организации производства на предприятиях
- Концентрация производства на предприятии
- Специализация и кооперирование производства
- Комбинирование производства
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Производственные ресурсы предприятия (организации)
- Понятие и классификация ресурсов
- Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
- Основные пути ресурсосбережения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Трудовые ресурсы предприятия (организации)
- Понятие и состав трудовых ресурсов предприятия
- Движение персонала предприятия
- Рынок труда и особенности его функционирования в России
- Производительность труда и ее показатели
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Основные фонды предприятия (организации)
- Сущность и состав основного капитала
- Оценка и износ основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Воспроизводство основных фондов
- Обеспеченность и эффективность использования основных фондов
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Оборотные средства предприятия (организации)
- Сущность и структура оборотного капитала
- Кругооборот оборотных средств
- Эффективность использования оборотных средств предприятия
- Нормирование оборотных средств
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Издержки производства, их сущность и структура на предприятии (организации)
- Понятие и экономическая сущность издержек производства
- Сущность, значение себестоимости продукции и ее виды
- Классификация затрат
- Структура себестоимости продукции
- Планирование себестоимости продукции на предприятии
- Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Формирование финансовых результатов предприятия
- Сущность экономической эффективности производства
- Прибыль предприятия
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Рентабельность работы предприятия
- Финансовое обеспечение предприятия
- Основные пути увеличения прибыли и экономической эффективности на предприятии
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Ценообразование и ценовая политика предприятия (организации)
- Сущность и функции цены
- Система цен и их классификация
- Методы расчета цены
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Инновационная деятельность предприятия
- Понятие и экономическая сущность инноваций
- Научно-технический потенциал предприятия
- Управление, планирование и эффективность инноваций
- Основные виды инновационных стратегий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Понятие и анализ инвестиций в производство
- Инвестиционная политика предприятия
- Сущность капитальных вложений
- Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений
- Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Прекращение деятельности предприятия (организации)
- Понятие, признаки и процедура банкротства
- Внешнее управление имуществом должника
- Санация
- Добровольная и принудительная ликвидация
- Мировое соглашение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание