Основные виды инновационных стратегий
Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию.
Основные виды инновационных стратегий следующие:
Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные перспективы, и умения быстро воплотить их в продукцию. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные предприятия-лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиция лидера может быть подорвана в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.
Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных предприятий, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.
Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приобретении лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.
Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успехом
применяется мелкими предприятиями.
«Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передовые технологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отношении, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать угрозу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к
«разбойничьей» стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.
Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпочитают обращаться к помощи специальных агентств.
Приобретение компаний. Эта стратегия часто используется крупными предприятиями в отношении мелких, работающих над перспективными проектами и осуществивших стартовый этап проекта.
Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи с их реализацией возможности достаточно редки, поскольку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.
- Предмет и метод науки «экономика организации»
- Значение предприятия (организации) в экономике страны
- Понятие, предмет и задачи экономики организации
- Методологические аспекты и методы науки
- Организация в условиях рыночной экономики
- Организация: понятие и сущность
- Цель, функции и принципы деятельности организации
- Факторы, влияющие на результативность функционирования предприятия
- Создание, юридическое оформление и реорганизация организации
- Факторы, определяющие образование нового предприятия (организации)
- Государственная регистрация, учредительные документы и органы предприятия (организации)
- Выбор цели деятельности предприятия (организации)
- Реорганизация юридического лица
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Организационно-правовые формы предприятия (организации)
- Понятие организационно-правовых форм предприятий
- Различия между товариществами и обществами
- Хозяйственные товарищества
- Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Производственные кооперативы (артели)
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Формы организации производства на предприятиях
- Концентрация производства на предприятии
- Специализация и кооперирование производства
- Комбинирование производства
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Производственные ресурсы предприятия (организации)
- Понятие и классификация ресурсов
- Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
- Основные пути ресурсосбережения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Трудовые ресурсы предприятия (организации)
- Понятие и состав трудовых ресурсов предприятия
- Движение персонала предприятия
- Рынок труда и особенности его функционирования в России
- Производительность труда и ее показатели
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Основные фонды предприятия (организации)
- Сущность и состав основного капитала
- Оценка и износ основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Воспроизводство основных фондов
- Обеспеченность и эффективность использования основных фондов
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Оборотные средства предприятия (организации)
- Сущность и структура оборотного капитала
- Кругооборот оборотных средств
- Эффективность использования оборотных средств предприятия
- Нормирование оборотных средств
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Издержки производства, их сущность и структура на предприятии (организации)
- Понятие и экономическая сущность издержек производства
- Сущность, значение себестоимости продукции и ее виды
- Классификация затрат
- Структура себестоимости продукции
- Планирование себестоимости продукции на предприятии
- Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Формирование финансовых результатов предприятия
- Сущность экономической эффективности производства
- Прибыль предприятия
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Рентабельность работы предприятия
- Финансовое обеспечение предприятия
- Основные пути увеличения прибыли и экономической эффективности на предприятии
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Ценообразование и ценовая политика предприятия (организации)
- Сущность и функции цены
- Система цен и их классификация
- Методы расчета цены
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Инновационная деятельность предприятия
- Понятие и экономическая сущность инноваций
- Научно-технический потенциал предприятия
- Управление, планирование и эффективность инноваций
- Основные виды инновационных стратегий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Понятие и анализ инвестиций в производство
- Инвестиционная политика предприятия
- Сущность капитальных вложений
- Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений
- Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Прекращение деятельности предприятия (организации)
- Понятие, признаки и процедура банкротства
- Внешнее управление имуществом должника
- Санация
- Добровольная и принудительная ликвидация
- Мировое соглашение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание