logo
14720546110

Концентрация производства на предприятии

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

  1. увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

  2. увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

  3. развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия- комбинаты);

  4. развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

  1. увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

  2. применения машин и оборудования с большей мощностью;

  3. одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;

  4. развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, то есть за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели.

Абсолютные показатели:

  1. объем выпуска продукции;

  2. среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

  3. среднесписочная численность работающих. Относительные показатели:

  1. доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли;

  2. доля предприятия на рынке продаж.

Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, то есть на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

Экономические преимущества концентрации производства состоят в том, что она является необходимой предпосылкой развития НТП. В условиях концентрации производства растет производительность труда, используется высокопроизводительное оборудование, объективно возможно внедрение прогрессивной технологии, наиболее экономное использование сырья, при увеличении объемов производства происходит непропорционально меньший рост расходов. В результате увеличивается прибыльность высококонцентрированного производства.

Следует отметить и недостатки высококонцентрированных предприятий:

  1. увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки;

  2. необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

  3. усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

  4. возможность монополизации производства и так далее.

Одной их самых сложных форм развития концентрации является диверсификация производства. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, предприятия.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

Диверсификация производства способствует:

  1. большей выживаемости любого предприятия в условиях рынка;

  2. более полному использованию ресурсов предприятия;

  3. наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами;

  4. проведению антимонопольной политики.

Но не продуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого предприятия.