logo
14720546110

Планирование себестоимости продукции на предприятии

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

  1. смета затрат на производство продукции;

  2. себестоимость всей произведенной и реализованной продукции;

  3. плановые калькуляции отдельных изделий;

  4. расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико- экономическим факторам.

Смета затрат на производство составляется на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляция бывает сметной, плановой и нормативной.

Сметная составляется на изделия, которые выполняются в разовом порядке.

Плановая составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления.

На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы использования ресурсов, то есть нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

  1. технические (внедрение новой техники и технологии);

  2. организационные (совершенствование организации производства и труда);

  3. изменение объема и ассортимента выпускаемой продукции;

  4. уровень инфляции в плановом периоде;

  5. специфические методы (особенности производства).

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда.