74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» — один, «полио» — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
Существование монополии связано с наличием четырех основных условий.
Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.
Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-субститутов, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.
Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков; наличие положительного эффекта масштаба.
Монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Отрасли, в которых такая ситуация имеет место, называются «естественными монополиями». Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования.
Итак, фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монопольной властью, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.
Определение цены и объема производства. Если кривая спроса на продукцию совершенного конкурента бесконечно эластична, то, напротив, у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Следовательно, совершенно конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.
Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой получения монопольной прибыли. Пределами роста цен на рынке монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Для понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
Это происходит при следующих предпосылках:
если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Цены могут различаться в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают себе часть потребительского излишка.
Показатели монопольной власти.
Индекс Лернера: IL = (Pm - MC) / Pm = 1 / E
где IL — лернеровский индекс монопольной власти; Pm — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции MC = P, следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину ( > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана: IL = (P - AC) / P .
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Индекс Херфиндаля—Хиршмана (IHH ) определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
IHH = S12 + S22 + S32 + ... Sn2
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1 — удельный вес самой крупной фирмы; S2 — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 × 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Экономические последствия монополии, с точки зрения общества, сводятся к следующим.
Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный продавец. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, так как P>MC. Фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом.
Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, монополистам свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.
По вопросу о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу, есть две точки зрения: а) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность иметь большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; б) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.
Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах.
Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.
Вопросы с 75 по 90.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.