logo search
госы подробно

74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.

Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» — один, «полио» — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий.

Итак, фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монопольной властью, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.

Определение цены и объема производства. Если кривая спроса на продукцию совершенного конкурента бесконечно эластична, то, напротив, у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Следовательно, совершенно конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.

Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой получения монопольной прибыли. Пределами роста цен на рынке монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Для понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Это происходит при следующих предпосылках:

Цены могут различаться в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают себе часть потребительского излишка.

Показатели монопольной власти.

Индекс Лернера: IL = (Pm - MC) / Pm = 1 / E

где IL  — лернеровский индекс монопольной власти; Pm  — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции MC = P, следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину ( > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана: IL = (P - AC) / P .

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана (IHH ) определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

IHH = S12 + S22 + S32 + ... Sn2

где IHH  — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1  — удельный вес самой крупной фирмы; S2  — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn  — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 × 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Экономические последствия монополии, с точки зрения общества, сводятся к следующим.

Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.

Вопросы с 75 по 90.