2.1.1 Соответствие федеральным целям
Ранее (п. 2 раздела III) были описаны основные мировые и общероссийские тенденции, влияющие на развитие региона - требуется раскрытие аналогичных тенденций в региональном аспекте.
Основные тенденции регионального развития по сценариям
Экономический подъем в последние годы сопровождался усилением межрегиональной дифференциации, как по уровню жизни населения, так и по уровню экономического развития.
Устойчивой тенденцией является растущая концентрация экономики России в сильнейших регионах – Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области с автономными округами, на которые уже приходится треть общероссийского валового регионального продукта (ВРП). Доля десяти ведущих субъектов Российской Федерации в экономике страны возросла до 54%.
Усиливаются региональные различия в уровне жизни, которые, в частности, проявляются в изменении ожидаемой продолжительности жизни населения. Так, в Москве наметился рост продолжительности жизни благодаря более высоким доходам населения и развитию системы здравоохранения. Одновременно, сформировалась зона со сверхнизкой (менее 60 лет) продолжительностью жизни, охватившей регионы юга Восточной Сибири, Северо-Запада и значительной части Центра. Для этой зоны характерно быстрое сокращение численности населения и усиливающаяся маргинализация, особенно сельского населения.
Системным фактором социально-экономической дифференциации регионов России становится демографический фактор, прежде всего, изменение численности и качественного состава городского населения.
При сохранении текущих тенденций, традиционного подхода к пространственному развитиюи к способам решения проблем, наиболее вероятно наступлениеинерционного сценария.
Областями специализации Московского макрорегиона (территорий субъектов Российской Федерации, примыкающих к Московской области), при инерционном сценарии развития, будут оставаться сферы: административного управления, связанного с выполнением столичных функций; сферы финансовых услуг; логистики и транспорта (перераспределение грузовых и пассажирских потоков); инновационной деятельности (сектор образования, исследований и разработок). Центр управления данного макрорегиона будет оставаться в г. Москве.
Основная функция макрорегиона будет состоять в дальнейшем формировании зоны перераспределения финансовых потоков, и развитии центральных столичных функций государственного управления.
В связи с этим, инерционный сценарий в Московском макрорегионе будет поддержан следующими проектами инфраструктурного развития:
- развитие авиационных узлов-хабов;
- размещение технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов и т.п.;
- высокотехнологичное машиностроение и металлообработка;
- сборочные производства;
- новые технологии в агропромышленном комплексе;
- аутсорсинг;
- девелопмент.
Сценарий энерго-сырьевого развитияв основном, характеризуется теми же региональными тенденциями, что и инерционный сценарий, так как в значительной мере опирается на сохранение ведущей роли энерго-сырьевого сектора экономики России. Вместе с тем, реализация, в его рамках, системы крупных проектов по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, придаст пространственному развитию более динамичный и сбалансированный характер. Так, железнодорожные маршруты должны обеспечить беспрепятственный рост перевозок сырья к основным центрам потребления, включая экспортные перевозки.
Решающее значение будет иметь специализация морских (и «сухих») портов через создание так называемых «эшелонированных портов» по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, позволяющие обеспечивать переработку и более эффективную логистику грузов. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и развитие портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.
Для Московского макрорегиона в «энерго-сырьевом» варианте развития событий, будут характерны те же сферы специализации, что и при инерционном сценарии. Отличие будет заключаться в дополнительном импульсе развития грузовых транспортных перевозок и развитии расположенного в московском регионе транспортного-распределительного узла, как главного для страны.
Базовыми проектами инфраструктурного развития, помимо указанных в инерционном сценарии, станет появление мультимодальных транспортных узлов и сети обслуживающих их логистических центров.
Одной из основных задач макрорегиона будет обеспечение стыковки российских транспортно-коммуникационных систем с формирующейся новой транспортной системой Европы (высокоскоростные железнодорожные магистрали, формирующаяся система авиаперевозок компаниями -«дискаунтерами»).
Роль Москвы как центра управления, как и в инерционном сценарии, не изменится.
Сценарий инновационного прорывапредполагает ускорение темпов экономического развития, на базе более полного использования инновационного потенциала страны, сконцентрированного в крупных городах, и городах в составе агломераций. Важнейшие региональные особенности сценария инновационного прорыва реализуются в местах концентрации инновационного и человеческого капитала.
При этом, важнейшее значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры.
На востоке страны, такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала – Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска. Пространственное развитие станет более многополярным, жестко не привязанным к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым центрам.
При реализации сценария инновационного прорыва, макрорегионы будут сформированы практически по всей территории страны.
Для сценария характерно сближение и фактическое слияние Московского макрорегиона и Балтийского макрорегиона, вследствие «доразвития» связки «Москва – Санкт-Петербург». При этом, в качестве дополнительных, к предыдущим сценариям, специализаций, выдвинется инновационная составляющая сфер науки и образования, и сфера финансов. Сценарий базируется на повышении мобильности населения и бизнеса в России, что создаст дополнительные возможности для изменения направлений развития не только столичных агломераций, но и городов центральной России.
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I