logo search
14720546110

Система цен и их классификация

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен.

Основными ценами, отражающими отношения между продавцом и покупателем в условиях рынка, являются:

  1. Свободные (договорные) устанавливаются с учетом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Определяются через механизм спроса и предложения.

  2. Регулируемые – это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируются государством.

  3. Оптовые – цены, по которым предприятия-изготовители продукции реализуют ее предприятиям-заказчикам.

  4. Розничные – цены реализации продукции в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем.

  5. Закупочные – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд.

  6. Гарантированные (защитные) – цены при закупке продукции в федеральный фонд.

  7. Залоговые – используются при закупке продукции под залог.

  8. Трансфертные – цены, применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных корпораций.

  9. Бартерные – используются при обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленных предприятий.

10)Базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечить не только финансирование текущих расходов, но и развитие предприятия.