1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
Спрос и предложение – важнейшие, взаимосвязанные категории рыночной экономики. Исходным понятием здесь выступает спрос. Он связан с потребностями или желаниями людей, однако их нельзя отождествлять. Потребности людей практически безграничны. Только та часть из них, которая может быть оплачена деньгами, образует спрос. То есть в данном случае спрос выступает как платежеспособная потребность.
Спрос покупателей на определенный товар зависит от целого ряда факторов: цены данного товара или услуги, цены и полезности других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), денежного дохода потребителей, их вкусов и предпочтений, общего числа покупателей данного товара, перспективных ожиданий повышения или снижения цен и т.п. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена данного товара. Такая зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая может быть представлена в следующем виде:
Д-F(P, Ра, Рв, ... Y, T, W),
где Д — спрос на данный товар;
Р — цена данного товара;
Ра, Рв, ... — цены на сопряженные товары;
Y — денежный доход потребителей;
Т — вкусы и предпочтения потребителей;
W — число потребителей, масштабы рынка;
F — функция.
Теоретически можно допустить, что все названные факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными, за исключением одного — цены товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное количество купленного товара, которое и составляет объем (величину) спроса. Такая зависимость носит название функции величины спроса от цены.
Ее можно записать следующим образом:
Qg = P·F
где Qg — объем спроса;
Р — цена товара;
F — функция.
Под величиной (объемом) спроса следует понимать количество товаров, которое покупатели готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный промежуток времени. При сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного блага. Чем выше цена данного товара, тем меньше число тех, кто согласен его купить, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей. Такая зависимость между ценой товара и количеством купленного товара изображается в виде графика: по горизонтали показывают количество товара Q, а по вертикали — цену Р. Соединив полученные точки, получим линию ДД (Д — от слова Demand — спрос), которая называется кривой спроса (рис. 2.)
Из графика видно, что между ценой и количеством покупок товара существует обратная (или отрицательная) зависимость, которую можно выразить математически:
AQd = f : (1/∆Р) или ∆Qд ∆Р,
Где Qд — величина (объем) спроса на данный товар;
∆ — знак «дельта» — всякое изменение: как возрастание, так и уменьшение.
Кривая спроса ДД показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели: а) при каждом данном уровне цен; б) в конкретный период времени; в) при неизменных прочих факторах.
Обратную зависимость между ценой и количеством купленного товара экономисты назвали законом спроса. Это закон зависимости спроса от цены.
Вместе с тем бывают случаи, когда закон спроса не действует, а именно:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и др.), выступающих средством вложения денег;
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие сопряженные товары. Скажем, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не ведет к росту спроса на него.Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменениевеличины (или объема) спроса и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, сам спрос в этом случае остается неизменным, то есть происходит как бы «скольжение» величин спроса с одной точки на другую на неизменной кривой спроса. Изменение самого спроса (характера спроса) происходит тогда, когда начинают действовать факторы, прежде считавшиеся постоянными. Это видно из графика на рис. 2.
При изменении цены с Pt до Р2, когда все факторы, кроме цены, неизменны, движение осуществляется вверх по кривой спроса, уменьшая количество приобретаемого товара с Q1 до Q2 (перемещение из точки А в точку £ и т.д.).
Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например, доход потребителя. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать большая величина спроса. Следовательно, произойдет смещение кривой спроса вправо из положения ДД в положение Д^г- Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево, в положение Д,ДГ В этом случае говорят об изменении спроса. Таким образом, термин «спрос» всегда связывают с положением всей линии спроса, в то время как термин «величина спроса» относится к какой-либо отдельной точке линии спроса.
На смещение кривой спроса, то есть на изменение спроса влияет множество факторов, которые называются неценовыми (все, кроме цены данного товара), к их числу относятся:
Денежные доходы потребителей. Как уже было сказано, при повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
Вкусы и предпочтения потребителей. Так, пропаганда здорового образа жизни снижает спрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает — на велосипеды и туристическое снаряжение.
Число потребителей, масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот. Сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает рост на медицинские услуги.
Цены на сопряженные товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили.
Перспективные ожидания повышения или снижения цен.
Различают индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и совокупный (рыночный) спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Связь рыночного спроса с индивидуальным выявляется в следующей закономерности: рыночный спрос при каждом значении цены равен сумме спросов отдельных покупателей при этом же самом значении цены.
- Содержание:
- 2. Основные этапы развития экономической мысли
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Экономические категории и законы
- 6. Экономическая стратегия и экономическая политика
- Глава 2. Общественное производство и экономическая система общества
- 1. Производство и его основные элементы
- 2. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения
- 3. Стадии общественного производства
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- 5. Понятие экономической системы общества
- Глава 3. Отношения собственности в экономической системе
- 1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»
- 2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Многообразие форм собственности
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- Раздел іі. Основы рыночной экономики
- Глава 4. Товарное производство
- 1. Формы и типы общественного хозяйства
- 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
- 3. Благо и товар
- 4. Теории стоимости товара
- 5. Деньги
- 6. Цена
- Глава 5. Рынок
- 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
- 2. Структура и типы рынков
- 3. Инфраструктура рыночной экономики
- 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
- Глава 6. Спрос и предложение
- 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
- 2. Предложение и его функции
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
- Глава 7. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция и ее методы
- 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
- 3. Экономическая монополия и ее формы
- 4. Антимонопольное регулирование
- Глава 8. Теории потребительского поведения
- 1. Экономическое потребление
- 2. Граница производственных возможностей
- 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
- 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
- Раздел III. Теория микроэкономики
- Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
- 3. Особенности предпринимательства в России
- Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
- 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
- 2. Многообразие форм предприятий
- 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
- Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
- 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
- 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
- 3. Концепция и основные задачи логистики
- 4. Сущность и содержание маркетинга
- Определения маркетинга
- 5. Маркетинг как рыночная концепция
- Глава 12. Теория производства и производственная функция
- 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
- 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
- 3. Изокванты
- 4. Производство с одним переменным фактором
- 5. Замещаемость производственных факторов
- 6. Прямая равных издержек (изокоста)
- 7. Производство с двумя переменными факторами
- Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
- 1. Определение издержек производства
- 2. Виды издержек
- Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
- 3. Эффект масштаба производства
- 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
- Глава 14. Рынки факторов производства
- 1. Рынок труда и заработная плата
- 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
- Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
- 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
- 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
- 3. Основные и оборотные фонды, их структура
- 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
- 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
- Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
- 1. Аграрные отношения и их специфика.
- 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
- 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
- Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
- Раздел IV. Теория макроэкономики
- Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
- 1. Определение национальной экономики
- 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
- 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
- 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
- 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
- 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
- Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
- 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Глава 19. Макроэкономическое равновесие
- 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
- 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
- 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
- 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
- Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
- 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 2. Экономический рост
- 3. Безработица: сущность, причины и формы
- 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
- Глава 21. Закономерности денежного обращения
- 1. Понятие денежного обращения
- 2. Законы денежного обращения
- 3. Денежная система и ее элементы
- 4. Структура денежной массы и ее показатели
- Денежная масса в Российской Федерации в 1997—2001 гг.1
- 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
- Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система государства и её субъекты
- 3. Концепции финансов государства
- 4. Государственный бюджет
- 5. Кредит: принципы, функции, формы
- 6. Банки и современная банковская система
- 7. Государственный долг
- 8. Страховая деятельность
- 9. Рынок ценных бумаг
- Глава 23. Налоги и налоговая система
- 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Субъекты налоговых отношений
- 4. Налоговая система Российской Федерации
- 5. Налоговая политика
- Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
- 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
- 2. Экономические функции государства
- 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
- 4. Экономическая политика государства
- Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
- 1. Общая модель смешанной экономики
- 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- 3. Функциональное строение совокупного спроса
- 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
- Раздел V. Проблемы переходной экономики
- Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
- 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
- 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
- 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
- Глава 27. Трансформация отношений собственности
- 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
- 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
- Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
- Глава 28. Мировое хозяйство
- 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
- 2. Классификация стран
- 3. Теории мирохозяйственных связей
- 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
- 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
- 7. Интеграция России в мировое хозяйство
- Глава 29. Глобализация экономических отношений
- 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
- 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
- 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
- Раздел VII. Из истории экономических учений
- Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
- 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
- 2. Меркантилизм — первая научная экономическая система
- 3. Возникновение классической школы
- 4. Теоретические основы марксизма
- Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
- 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
- 2. Неоклассическое направление экономической мысли
- 3. Институционализм и неоинституционализм
- 4. Кейнсианство
- 5. Неолиберальные концепции
- 6. Монетаризм
- Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 2. Основные направления развития политэкономии социализма
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
- 1. Особенности развития экономической мысли в России
- 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов