logo search
Шпоры по ГРЭ

Методы реализации структурной политики.

Важнейшей составной частью всей структурной политики является механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов России в области струк­турных преобразований национального хозяйства.

Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешанной экономики должно учитывать требова­ния рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную само­организацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структур­ные изменения в экономике, играют как положительную, так и отрицательную роль с точки зрения интересов общества. Поэто­му совокупность методов государствен­ной структурной политики должна усиливать по­зитивные и сдерживать негативные действия рыночных рычагов структурной трансформации.

В экономике федеративного государства сталкиваются инте­ресы не только производителей, потребителей и собственников, но и интересы различных уровней власти. Поэтому важными субъектами структурной политики выступают властные государственные органы различного уровня - федерального и регионального. Следовательно, государствен­ная структурная политика вырабатывается и на региональном уровне, а федеральная структурная политика должна иметь в арсенале механизма ее реализации методы, направлен­ные на формирование региональных социально-экономичес­ких комплексов.

Совокупность форм и методов реализа­ции государственной структурной политики по критерию преи­мущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока.

Первый макроэкономический блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующих струк­турные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.

Методы макроэкономического блока призваны гарантиро­вать успешную деятельность государственных органов по таким направлениям структурной политики, как:

  1. оптимизация от­раслевой структуры экономики, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней (опережающий рост наукоемких про­изводств, приоритетное своевременное научно-технологическое обновление машиностроения и развитие различных инфра­структур, полноценное качественное обеспечение экономики энергоресурсами);

  2. оптимизация соотношения таких экономических пропорций, как потребление и сбережения, производство товаров и услуг, предпроизводственная и производственная стадия, рациональное сочетание всех секторов экономики, реальный и финансовый сектор и др.;

  3. приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер; стимулирование спроса на продукцию приоритет­ных отраслей, сфер деятельности;

  4. содействие росту экспорта, прежде всего высокотехнологичного и др.

Первый блок методов реализации структурной политики нацелен на решение проблемы макро­экономической трансформации, ориентированной на обеспе­чение экономической, технологической, продовольственной, экологической, энергетической безопасности национальной экономики.

В числе методов макроэкономического блока: прогнозиро­вание, программирование, нормативно-правовые, протекцио­нистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные ин­вестиции, прямые субсидии и другие методы инвестиционной политики, дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, госуда­рственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты и др.

Во втором региональном блоке сосредоточены методы, позво­ляющие государственным органам федерального центра пере­устраивать экономическую структуру хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономи­ческую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития.

К числу основных методов регионального блока реализации структурной политики следует отнести: прогнозирование, про­граммирование, правовую базу развития федерализма в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансиро­вание научно-технических приоритетов, поддержание уровня занятости, меры повышения мобильности рабочей силы и капиталов, структурирование собственности, создание свободных икон экономических зон и др.

В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка: предприятий, корпора­ций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны реализовать структурную политику в таких важных направлениях как: реструктурирование первичного производственного и научного звена, интеграция науки и образования, производства и рынка, оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рын­ке производств.

Государственная структурная политика должна быть направлена на формирование такой структуры первичного производственного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать выше обозначенные задачи, а также был бы конкурентоспособен на мировых рынках.

В состав основных методов третьего блока следует включить, программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, банкротство, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, свободные экономические зоны, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных предприятий, зашита инвестиций, целевые международные кредиты, развитие международной хозяйственной кооперации, нормативы, ускоренная амортизация, временный протекционизм, льготное кредитование, международный лизинг, регулирование цен, работа с ценными бумагами, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы.

Четвертый институциональный блок методов реализации государственной структурной политики призван решить три задачи:

  1. создать общие наиболее благоприятные условия для структурных преобразований, включая формирование привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам;

  2. создать предпосылки для развитии позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи;

  3. обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль обществом за социальными последствиями структурной трансформации.

Институциональные методы самым тесным образом связаны с методами третьего блока, дополняют и обогащают их.

В число институциональных методов можно включить: нор­мативно-правовые, методы регулирования инвестиционных потоков и формировании инвестиционных ресурсов, антимонополь­ные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда (научного, наемного, предпринимательского, управленческого и т.д.), поддержания уровня занятости, сближения условий конкурен­ции в регионах, отраслях, на­бор методов развития инновационного предпринимательства, прогнозирование, методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности.

Вывод.

Структурные преобразования являются частью любой политики: промышленной, инвестиционной, научно-технической, инновационной, финансовой, денежно-кредитной и др. Поэто­му ее выработка и реализация не могут быть заботой лишь какого-то одного государственного органа. Проводя структурную политику, властные органы государства должны использовать в практической деятельности регулирования экономики знания структуры национальной экономики, ее элементов, блоков, их пропорциональных зависимостей и структурных связей, а также закономерностей их взаимодействия. Структурная политика должна выступать как ме­ханизм использования структурных факторов в экономическом реформировании национального хозяйства. В современных условиях в России структурная политика должна создавать предпосылки для оживления экономиче­ской динамики и экономического роста. При оценке результативности структурной политики необходимо иметь в виду наличие временного лага между структурными изменениями и социальными резуль­татами.