Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
Когда коммерческие банки выдают кредиты, создаются новые деньги. Процесс создания новых денег продолжается, если все деньги, взятые в банках в качестве кредитов возвращаются туда в форме депозитов. В этом случае объем денежной массы увеличивается с мультипликационным эффектом. Размер мультипликатора зависит от нормы обязательных резервов.
Банковский мультипликатор рассчитывается по формуле:
m = , m = * 100%, где
Δ M – прирост денежной массы;
ΔD – прирост депозитов;
ΔD – прирост депозитов;
N – норма обязательных резервов.
Если заемщики оставят у себя часть полученной наличности, это повлияет на величину мультипликатора денежного предложения. На величину мультипликатора денежного предложения повлияет также наличие избыточных резервов в коммерческих банках, т.е. разница между фактическими и обязательными резервами.
Различают понятия денежная масса (M) и денежная база (B). Денежная масса складывается из наличных денежных средств населения (C) и объема депозитов (D). А денежная база представляет собой сумму наличности у населения (C) и резервов коммерческих банков (R). Отношение наличности к депозитам представляет собой коэффициент депонирования C/D = cr. Норма банковских резервов рассчитывается как отношение резервов к депозитам R/D = rr.
Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.
mm = = =
mm = (cr + 1)/(cr + rr)
(cr + 1)/(cr + rr) < 1/rr
Очевидно, что денежный мультипликатор меньше банковского. Денежный и банковский мультипликатор могут быть равны в случае, если население не будет иметь наличности на руках и все деньги будет держать на депозитах в банках. Денежный мультипликатор показывает результат воздействия прироста денежной базы (C+R) на прирост денежного предложения. Величина денежного предложения находится в прямой зависимости от денежной базы, в обратной зависимости от нормы банковского резервирования и в обратной зависимости от коэффициента депонирования денег.
Анализ модели денежного предложения показывает, что Центральный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране. Он может жестко регулировать денежную базу, но не может регламентировать фактическую норму банковских резервов и соотношение между наличностью и депозитами.
-
Содержание
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.