Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
Структурная политика - это система правительственных мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых, региональных и других пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными. Базой разработки и реализации результативной структурной политики являются научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных частей по ряду критериев: факторного анализа развития хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных видов политики, мировых тенденций изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса и основных его тенденций, цикличной экономической динамики, эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, а также в области государственного регулирования развития смешанной экономики.
Наиболее важными современными объективными тенденциями в структурной макроэкономической динамике национальной экономики являются:
-возрастание удельного веса, значимости в экономике наукоемких производств в связи с поэтапным переходом национальной экономики к инновационному типу развития; -приоритетное технологическое обновление машиностроения — как ядра экономики и базы инновационных преобразований экономики; -рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства (т.е. интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной предпринимательской подготовки производства); -увеличение доли услуг в ВВП; -преимущественное развитие инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры); -растущее преобладание в экономике смешанной собственности;-усиление социальной направленности экономической динамики, приоритетное обновление социальной сферы; -выравнивание социально-экономического и научно-технического развития субъектов РФ на основе постепенного формирования регионального экономического комплекса; -свертывание неэффективных производств, предприятий, сфер, видов деятельности, продукция которых не востребуется рынком; -возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально-экономическую устойчивость и экономическую безопасность; -падение доли ТЭК во всех макроэкономических показателях в условиях вырастающей ресурсоэффективности; -структурная адаптация национальной экономики к международному разделению труда в условиях роста целостности мирового хозяйства; -опережающий рост производственного потребления по сравнению с общественным и бытовым в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата; -усиление роли государственного регулирования в структурных преобразованиях, в координации различных видов государственной политики.
Основополагающим критерием оценки рациональности существующей структуры и ее изменений является их наибольшее соответствие достижению основных социально-экономических целей развития общества в тактическом и стратегическом плане.
Цели и задачи государственной структурной политики:
Подготовка комплексной ресурсной базы расширенного общественного воспроизводства. -Создание ресурсных предпосылок смены технологического уклада, постепенного перехода на инновационный тип развития. -Обеспечение наибольшего энерго - ресурсосбережения за счет приоритетного развития научно-технической и инновационной сфер. -Пропорциональное развитие всех форм собственности по критерию наивысшей результативности развития экономики. -Обеспечение конкурентоспособности и экономической устойчивости первичного и корпоративного звена экономики. -Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. -Формирование конкурентной среды. -Решение проблемы занятости населения, снижение безработицы. -Формирование и развитие собственных ниш на мировых рынках наукоемких товаров и услуг. -Содействие экономической безопасности. -Развитие экспорта и импорто замещения. -Формирование социально-экономических комплексов субъектов Федерации.
Направления государственной структурной политики:
Оптимизация отраслевой структуры экономики. -Реструктурирование первичного производственного звена. -Развитие федерализации экономических отношений. -Интеграция науки, производства и рынка. -Соблюдение динамической оптимизации накопления и потребления, между производственным, общественным и личным потреблением. -Оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении. -Содействие формированию социально-экономических комплексов субъектов Федерации как базы выполнения ими своих прав и обязанностей. -Приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер. -Выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств. -Активизация инвестиционной деятельности и структурирование инвестиционных потоков. -Обеспечение реального перелива производительного капитала в отрасли и виды деятельности, связанные с государственными приоритетами. -Развитие образования и подвижности рабочей силы. -Стимулирование спроса на продукцию приоритетной отрасли, сферы деятельности. Указанные цели, задачи и направления государственной структурной политики носят стратегический характер и должны конкретизироваться в тактических планах, программах и действиях для каждого уровня экономики. Только активная, научно обоснованная, согласованная с другими видами политики государственная структурная политика на федеральном и региональном уровнях даже в современных кризисных российских условиях способна создавать постепенно, поэтапно основные структурные предпосылки для оживления деловой активности, формирования позитивной экономической динамики и качественного экономического роста.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.