Методы реализации структурной политики.
Важнейшей составной частью всей структурной политики является механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов России в области структурных преобразований национального хозяйства.
Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешанной экономики должно учитывать требования рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, играют как положительную, так и отрицательную роль с точки зрения интересов общества. Поэтому совокупность методов государственной структурной политики должна усиливать позитивные и сдерживать негативные действия рыночных рычагов структурной трансформации.
В экономике федеративного государства сталкиваются интересы не только производителей, потребителей и собственников, но и интересы различных уровней власти. Поэтому важными субъектами структурной политики выступают властные государственные органы различного уровня - федерального и регионального. Следовательно, государственная структурная политика вырабатывается и на региональном уровне, а федеральная структурная политика должна иметь в арсенале механизма ее реализации методы, направленные на формирование региональных социально-экономических комплексов.
Совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока.
Первый макроэкономический блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующих структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.
Методы макроэкономического блока призваны гарантировать успешную деятельность государственных органов по таким направлениям структурной политики, как:
оптимизация отраслевой структуры экономики, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней (опережающий рост наукоемких производств, приоритетное своевременное научно-технологическое обновление машиностроения и развитие различных инфраструктур, полноценное качественное обеспечение экономики энергоресурсами);
оптимизация соотношения таких экономических пропорций, как потребление и сбережения, производство товаров и услуг, предпроизводственная и производственная стадия, рациональное сочетание всех секторов экономики, реальный и финансовый сектор и др.;
приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер; стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей, сфер деятельности;
содействие росту экспорта, прежде всего высокотехнологичного и др.
Первый блок методов реализации структурной политики нацелен на решение проблемы макроэкономической трансформации, ориентированной на обеспечение экономической, технологической, продовольственной, экологической, энергетической безопасности национальной экономики.
В числе методов макроэкономического блока: прогнозирование, программирование, нормативно-правовые, протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные инвестиции, прямые субсидии и другие методы инвестиционной политики, дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты и др.
Во втором региональном блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам федерального центра переустраивать экономическую структуру хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития.
К числу основных методов регионального блока реализации структурной политики следует отнести: прогнозирование, программирование, правовую базу развития федерализма в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов, поддержание уровня занятости, меры повышения мобильности рабочей силы и капиталов, структурирование собственности, создание свободных икон экономических зон и др.
В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка: предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны реализовать структурную политику в таких важных направлениях как: реструктурирование первичного производственного и научного звена, интеграция науки и образования, производства и рынка, оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке производств.
Государственная структурная политика должна быть направлена на формирование такой структуры первичного производственного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать выше обозначенные задачи, а также был бы конкурентоспособен на мировых рынках.
В состав основных методов третьего блока следует включить, программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, банкротство, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, свободные экономические зоны, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных предприятий, зашита инвестиций, целевые международные кредиты, развитие международной хозяйственной кооперации, нормативы, ускоренная амортизация, временный протекционизм, льготное кредитование, международный лизинг, регулирование цен, работа с ценными бумагами, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы.
Четвертый институциональный блок методов реализации государственной структурной политики призван решить три задачи:
создать общие наиболее благоприятные условия для структурных преобразований, включая формирование привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам;
создать предпосылки для развитии позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи;
обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль обществом за социальными последствиями структурной трансформации.
Институциональные методы самым тесным образом связаны с методами третьего блока, дополняют и обогащают их.
В число институциональных методов можно включить: нормативно-правовые, методы регулирования инвестиционных потоков и формировании инвестиционных ресурсов, антимонопольные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда (научного, наемного, предпринимательского, управленческого и т.д.), поддержания уровня занятости, сближения условий конкуренции в регионах, отраслях, набор методов развития инновационного предпринимательства, прогнозирование, методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности.
Вывод.
Структурные преобразования являются частью любой политики: промышленной, инвестиционной, научно-технической, инновационной, финансовой, денежно-кредитной и др. Поэтому ее выработка и реализация не могут быть заботой лишь какого-то одного государственного органа. Проводя структурную политику, властные органы государства должны использовать в практической деятельности регулирования экономики знания структуры национальной экономики, ее элементов, блоков, их пропорциональных зависимостей и структурных связей, а также закономерностей их взаимодействия. Структурная политика должна выступать как механизм использования структурных факторов в экономическом реформировании национального хозяйства. В современных условиях в России структурная политика должна создавать предпосылки для оживления экономической динамики и экономического роста. При оценке результативности структурной политики необходимо иметь в виду наличие временного лага между структурными изменениями и социальными результатами.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.