Естественные монополии и их регулирование в сша.
Антитрестовское законодательство основано на предложении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии и не прекращая деятельность монополии там, где она уже существует. Здесь мы рассмотрим особый случай, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованы. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для предприятия общественного пользования (электро-, водо- и газоснабжения и так далее). В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. В такой ситуации конкуренция является нерентабельной. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения со стороны естественного монополия представляются 2 альтернативы. Одной является государственная собственность, другой – государственное регулирование. Цель законодательства естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым расценкам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Логическое обоснование следующее: если конкуренция не уместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможность злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. Те, кто осуществляет регулирование, стремятся установить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить «справедливый» или «обоснованный» доход предприятию. Рассмотрим 3 главных критических замечания.
Издержки и эффективность. Опыт регулирования говорит о том, что существует ряд взаимопереплетающихся проблем, связанных со сдерживанием роста издержек и эффективностью использования ресурсов
Недостатки комиссий. Другое критическое заключается в том, что действия регулирующих комиссий не соответствует предъявляемым к ним требованиям, потому что они часто «захвачены» или контролируются отраслями, которые обязаны регулировать.
Регулирование конкурентных отраслей. Наиболее глубокое критическое замечание в адрес отраслевого регулирования состоит в том, что оно применялось в отраслях, которые не являются естественными монополиями и которые в отсутствие регулирования были бы полностью конкурентными. Регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как грузовые и авиаперевозки, где эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасли новых конкурентов относительно слабы. В таких случаях регулирование, ограничивая вступление в отрасль, создает скорей монополию. В результате устанавливаются более высокие цены и меньшие объемы производства, чем были бы в отсутствие регулирования. Выгоду от регулирования получают сами регулируемые фирмы и их служащие. Проигрывают общество и потенциальные конкуренты, для которых вступление в отрасль затруднено.
Анализ антитрестовской практики ограничен опытом США потому, что эта страна явилась пионером подобного законодательства.
Основные понятия инвестиционного процесса. Виды инвестиций.
Инвестиции – это долгосрочные вложения средств (денежных, материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов (например, природоохранных, социальных и др.).
Виды инвестиций:
1. реальные – долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства и предметы потребления. При этом может быть использован заемный капитал, в том числе кредит банковский, и в этом случае банк также осуществляет реальное инвестирование. Реальные инвестиции иногда называют прямыми.
2. финансовые – вложения в ценные бумаги, а также помещение капитала в банки. Вложения в ценные бумаги называют также портфельными инвестициями.
К инвестициям следует отнести все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, направляемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль или достигается социальный эффект.
Государственные инвестиции осуществляются за счет бюджетных ассигнований; частные – за счет собственных средств инвестора полученных им кредитов.
Субъекты и объекты инвестиционного процесса. Спрос и предложение инвестиций.
Субъекты инвестиций:
государство; физические лица; юридические лица.
Объекты инвестиций: производство;
ценные бумаги; интеллектуальные права, приносящие доход.
Пропорции, складывающиеся между инвестиционным спросом и предложением, отражают возможности будущего экономического роста.
Спрос на инвестиции в основной капитал означает потребность в них, обусловленную наличием спроса на продукцию или услуги инвестируемого объекта и необходимостью расширения производственных мощностей.
Предложение инвестиций характеризует финансовые ресурсы субъектов инвестиционной деятельности в виде собственных и привлеченных средств и средств иностранных инвесторов.
Соотношение спроса и предложения инвестиций характеризует наличие или отсутствие макроэкономического равновесия.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.