logo
Шпоры по ГРЭ

Оценка уровня монополизации рынка.

Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). Построение этого индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. доли в общем объеме продаж отрасли (в процентах), обозначаемую символом S. Например, если одна из фирм поставляет на рынок 50% всего отраслевого объема продаж, то ее S = 50%. Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до n). И, наконец, показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели S суммируются:

Н = S12 + S22 + … S n2 = ∑ S

В случае «чистой» монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10 000, т.е. S = 100%, а Н = 100 =10 000. Если в отрасли две фирмы-олигополии, и рыночные доли их равны (50% у каждой), то Н = 50 + 50 = 5000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм и доля каждой равна 1%, индекс Н = 1 + 1 + 1 +… 1 = 100. Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно подумать, что отрасль, где функционируют 5 фирм, более концентрирована, чем та, в которой действуют 6 фирм. Однако здесь не учитывается показатель S. Например, в отрасли 6 фирм, у одной из них S = 50%, а у других пяти – доли по 10%. Тогда индекс Н = 50 + (10 x 5) = 7500. Когда же в отрасли 5 фирм, и у каждой равные рыночные доли, т.е. S = 20%, то индекс Н = 20 x 5 = 2000. Таким образом, отрасль с шестью фирмами обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из пяти фирм, но в ней нет доминирующей фирмы.