65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.
Не может положение быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.
Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
При определении географических границ рынка учитывается ряд факторов:
Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок (доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу).
Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок (незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки).
Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров.
Уровень цен на соответствующие товары внутри границ рынка.
Границы республиканского и местных рынков определяются по сфере обращения товара в пределах республики в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области.
Количественной характеристикой товарных ресурсов рынка является объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка в стоимостных и (или) натуральных показателях.
Общий объем реализации (поставки) товар (Vn) определяется как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами.
V n = V i1 + V i2 +… + V i n
Где V i - объем реализации (поставки) i –м продавцом товара;
n - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.
При определении объема производства для расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается производство за вычетом продукции, изготовленной из давальческого сырья.
Доля хозяйствующего субъекта – продавца на рассматриваемом товарном рынке (D) определяется как отношение реализованной им на рынке продукции к общему объему реализации (поставки) товара:
D = V i / Vn
В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. К их числу могут относиться:
Разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;
Контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
Действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
Действия по снижению барьеров входа на товарные рынки;
Увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;
Запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;
Пресечение недобросовестной конкуренции;
Ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Недобросовестной конкуренции признаются следующие виды поведения:
Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров других хозяйствующих субъектов;
Самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копированные формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах.
Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.
В странах мира установлены различные пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение поставщика. В Германии – это 1/3 рынка для одного предприятия, более половины – для двух, 2/3 – для трех предприятий; в Японии более половины – для одного предприятия, более ¾ - для двух предприятий. В Великобритании и Франции «Планка» самая низкая – ¼ рынка для одного предприятия.
В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения:
контроль за слиянием компаний;
запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей);
пресечение недобросовестной конкуренции.
Антимонопольным законодательством России признаются недействительными соглашения между хозяйствующими субъектами в любой форме, направленные на ограничение конкуренции.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) было упразднено и вместо него в соответствии в Указом Президента РФ № 945 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована в марте 2004 года Федеральная антимонопольная служба.
Основные задачи Федеральной антимонопольной службы России:
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Содействие формированию рыночных отношений на основании развития конкуренции и предпринимательства.
Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Проведение государственной политики поддержки предпринимательства.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении организаций и лиц осуществлять следующие действия:
создание, слияние и присоединение коммерческих организаций;
ликвидацию и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий;
приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20; указанных акций (долей);
участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух или более хозяйствующих субъектов.
В одних случаях требуется предварительное согласие антимонопольных органов, в других – их последующее уведомление.
По результатам рассмотрения ходатайств антимонопольный орган может принять решения:
- об удовлетворении или отклонении ходатайств;
- об удовлетворении ходатайства с выставлением требований по изменению представленного плана действий.
Антимонопольный орган вправе давать обязательные для исполнения предписания:
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
о расторжении противоречащих закону договоров;
о принудительном разделении хозяйствующих субъектов;
об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.
Он может также:
принимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний;
обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями;
направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Территориальные управления осуществляют единую государственную антимонопольную политику, защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. Они наделены большими полномочиями по принятию мер к предприятиям – нарушителям антимонопольного законодательства.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации антимонопольной политики осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.
Функции комиссии:
Анализирует состояние рынков с целью подготовки предложений по развитию конкуренции;
Организует экспертизу проектов нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации и конкуренции
Контролирует выполнение федеральных, отраслевых, региональных программ демонополизации и развития конкуренции.
Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
Государственный реестр и объединений предприятий-монополистов в РФ.
Федеральной службы государственной статистики России ведется государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, имеющих на рынке РФ в целом долю определенного товара более 35% (с учетом поступлений продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации).
Цель ведения реестра – контроль:
за деятельностью объединений и предприятий-монополистов на товарных рынках;
за отклонениями от норм добросовестной конкуренции;
недопущение необоснованного сокращения производства;
сужения ассортимента;
повышения (понижения) цен;
снижения уровня качества и услуг.
Основаниями для включения в реестр являются данные Федеральной службы государственной статистики, обществ защиты прав потребителей, средств массовой информации, результатов мониторинга, а также обращения отдельных хозяйствующих субъектов по поводу нарушений антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба России:
принимает решения о включении в реестр;
вносит в него изменения;
доводит решения до сведения объединений, предприятий-монополистов;
информирует об этом Федеральную службу государственной статистики России, Минэкономразвития России, Минфин России, местные органы власти и управления;
принимает решения об исключении из реестра по основаниям: мотивированное заявление директора (руководителя), представленное по утвержденной форме; истечение срока, установленного решением; принятие соответствующего решения Комиссией Совета по демонополизации экономики и развитию конкуренции на основании проведенной экспертизы.
Решение об исключении доводится по тем же адресам, что и решение о включении в реестр. К предприятиям, указанным в реестре, принимаются меры воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Понятие и необходимость естественных монополий. Естественные монополии в РФ. Механизм управления естественными монополиями.
В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.
Предприятия естественной монополии нельзя организовать на началах свободной конкуренции, так как они превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в смежных отраслях. Естественные монополии в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, влияют на экономические и финансовые процессы, динамику доходов населения.
Положение предприятий естественных монополий признается доминирующим, но методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства. За функционирование отраслей естественных монополий отвечает перед парламентом исполнительная власть.
Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность. Но и там, где это не осуществлено, специальные государственные органы осуществляют над ними прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей.
Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий регулируются государством, и в случае повышения издержек допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий обязаны представить в органы власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Они не могут преобразовываться, ликвидироваться без разрешения государственных органов.
Регулирование естественных монополий осуществляется на основе законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте». Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.