logo
Шпоры по ГРЭ

Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.

Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.

Располагаемый доход (I) может быть полностью истрачен на потребление, а может быть частично отложен в сбережения. В условиях расширенного воспроизводства национальный доход используется как на потребление, так и на сбережения.

Потребление (С) - это расходы населения на товары и услуги. Сбережения (S) – часть дохода, которая не идет на потребление. I = C + S

С ростом доходов возможности для сбережения части доходов возрастают. Таким образом, размеры сбережений зависят от величины дохода.

Предельная склонность к потреблению – это отношение любого изменения в потреблении к изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления.

C – изменение в потреблении I – изменение в доходе

Предельная склонность к потреблению – это отношение любого изменения в сбережениях к изменению в величине дохода, которое привело к изменению сбережений.

S – изменение в сбережениях I – изменение в доходе MPC + MPS = 1

Рост государственных расходов приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВВП. Соответственно, снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВВП.

Рост госрасходов подвержен эффекту мультипликатора (множителя). Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе состоит в следующем: увеличение госрасходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост госрасходов. Эффект мультипликатора проявляется только в условиях экономики неполной занятости.

Мультипликатор госрасходов рассчитывается по формуле:

где m – мультипликатор государственных расходов; ∆Y – прирост ВВП; ∆G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению.

Подобно государственным расходам, налоги также подвержены мультипликационному эффекту, но, в отличие от государственных расходов, налоги оказывают меньшее воздействие на ВВП.

Налоговый мультипликатор имеет вид:

где m – налоговый мультипликатор; ∆Y – изменение ВВП;

∆T – изменение налогов; MPC – предельная склонность к потреблению.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогам, имеет своим результатом увеличение ВВП. Причина этого в том, что прирост государственных расходов приводит к росту совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращающих уровень потребительского спроса, происходит на величину, гораздо меньшую.

Иногда правительство может выступать в качестве заемщика на рынке ссудных капиталов, что нарушает баланс спроса и предложения денежных ресурсов. Растут процентные ставки и как следствие этого происходит сокращение частных инвестиций в реальную экономику за счет отвлечения сбережений на финансирование бюджетного дефицита, т.е. действует эффект вытеснения.

  1. Проблема сбалансированности государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами (налогами и др.).

Государственный долг – общая сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет.

Внутренний долг (долг своему населению) приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Внешний долг (долг иностранным государствам, организациям лицам) ложится на страну наибольшим бременем, так как его необходимо возвращать в первую очередь.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Выпуск государственных займов.

2. Усиление налогообложения.

3. Сокращение государственных расходов.

4. Монетизация дефицита посредством сеньеража. Сеньераж - доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег.

5. Внешние заимствования.

Подходы к проблеме регулирования бюджета.

Одни экономисты считают, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, но это может быть осложнено циклическим развитием экономики.

Другие выступают за функциональное финансирование, т.е. основная цель федеральных финансов – стабилизация экономики, а наличие дефицита имеет второстепенное значение.

Третьи – сторонники циклически балансируемого бюджета – доказывают, что бюджет может выступать инструментом антициклической политики. Дефицит допускается на фазах спада и депрессии, а на фазе подъема при повышении налогов и сокращении правительственных расходов может возникнуть положительное сальдо бюджета.

  1. Теоретические основы денежно-кредитной политики. Монетаристская и кейнсианская концепции денежно-кредитного регулирования.

Существует два основных подхода к макроэкономическому регулированию, которые соответствуют в экономической науке двум основным школам: кейнсианской и монетаристской.

Кейнс и его последователи утверждают, что рыночная система нестабильна и в основном неконкурентна, поэтому нужна активная политика стабилизации экономики с упором на бюджетно-налоговую политику. Кейнсианцы основываются на анализе совокупных расходов. Совокупные расходы можно описать формулой (основное макроэкономическое уравнение):

Y= C+I+G+NX, где

Y - ВВП

Cпотребление домашних хозяйств

Iваловые инвестиции

G – государственные закупки товаров и услуг

NX – чистый экспорт

Кейнсианцы считают наиболее эффективной бюджетно-налоговую политику, т.к. ее инструменты напрямую воздействуют на объем ВВП. Государственные расходы – составная часть совокупных расходов, а изменение в налогообложении оказывают прямое и самое существенное воздействие на потребление и инвестиции. Денежно-кредитную политику они считают неэффективной, т.к. она осуществляется через длинный придаточный механизм.

Монетаристы исходят из уравнения денежного обмена (уравнения Фишера):

M*V=P*Y, где

M – денежная масса

V скорость обращения денежной единицы

P уровень цен

Y объем производства

P*Y – номинальный ВВП

Согласно монетаристам, предложение денег является решающим фактором, определяющим объем производства, занятость и уровень цен. Монетаристы считают бюджетно-налоговую политику слабой и неэффективной, т.к. она порождает эффект вытеснения.

Согласно обеим теориям, расширение денежного предложения увеличивает ВВП и наоборот, разница заключается только в количественном значении этих изменений.

  1. Задачи и функции центральных банков в осуществлении денежно-кредитного регулирования.

Рыночному механизму необходима инфраструктура – система специализированных организаций, которые обсуживают потоки товаров, услуг, денег. К инфраструктуре относят кредитную систему. Банковская система является частью кредитной системы. В России на современном этапе банковская систем состоит из двух уровней:

- Центральный банк;

- коммерческие банки.

Центральный банк Российской Федерации – главное звено банковской системы. Он независим от правительства, подчиняется Федеральному собранию и выполняет функции, присущие только ему. Основными функциями Банка России являются: