logo search
Экономическая теория

2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная

Совершенная конкуренция как характеристика рыночной ситуации свойственна более раннему этапу развития рыночного хозяйства. Основным признаком совершенной конкуренции яв­ляется существование множества продавцов и покупателей на рынке. Их независимость друг от друга позволяет свободно пере­ливаться денежным, трудовым и материальным ресурсам из от­расли в другую отрасль. Производители на этом рынке создают достаточно стандартизированную продукцию, цены на которую устанавливаются на рынке в процессе свободного колебания спро­са и предложения.

Поскольку действует бесчисленное количество как продавцов, так и покупателей, ни те, ни другие не будут иметь достаточно власти для влияния на изменение цены на рынке. Цена устанавливается общими условиями производства (на уровне общественно необходимых затрат труда) и общими условиями рыночного об­мена (колебаниями спроса и предложения на товар).

Таким образом, ни размер предприятий, ни другие причины не позволяют хотя бы одному из участников рынка воздейство­вать на рыночную цену. Поэтому спрос на продукцию отдельно­го предприятия не будет падать по мере увеличения им своих продаж.

Совершенную конкуренцию часто называют чистой конкурен­цией, так как при этой модели рынка влияние каждого участни­ка экономических отношений на общую ситуацию формирова­ния цен настолько ничтожно, что им можно пренебречь. Однако в реальной жизни, особенно на этапе современного уровня эко­номической цивилизации, такая независимость практически неосуществима. В действительности практика свободного цено­образования постоянно нарушается. Поэтому выводы неокласси­ческой школы А. Маршалла, основанные на закономерностях совершенной конкуренции, представляют преимущественно тео­ретический интерес.

Несовершенная конкуренция появляется тогда, когда отдель­ные фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, то есть в той или иной мере контролировать цены на рынке. На рынке несовершенной конкуренции различают три типа рыноч­ных ситуаций: чистую монополию, олигополию и монополисти­ческую конкуренцию.

Чистая монополия — рыночная структура, которая позволя­ет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или боль­шую часть производства. В этом случае, как правило, на рынке господствует одна крупная фирма, которая предлагает уникаль­ный вид продукции. Это обеспечивает ей полный контроль на рынке данного товара не только над предложением и спросом на данный товар, но и над возможностями других субъектов рынка начать аналогичное производство. Если такого рода монополия образуется со стороны покупателя, то ее называют монопсонией.

Олигополия образуется при рыночной ситуации, когда много­численные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Олигопольная ситуация является наиболее харак­терной для современного развитого типа рыночной экономики. Она основана на господстве на рынке стандартизированного то­вара небольшого числа, как правило, крупных фирм. Если мо­нополию образуют два продавца товара, то появляется частный случай олигополии — дуополия. Проникновение новых субъектов в такие сегменты рынка до­статочно затруднено, так как существуют барьеры, которые пре­пятствуют проникновению новых конкурентов. К таким препятствиям относится высокая стоимость товара, производимого в отрасли (например, автомобильная промышленность). Или па­тентная защита производства. Для того чтобы выйти на такой рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.

Монополистическая конкуренция характерна для таких сфер экономики, где производство ориентировано на дифференциро­ванный тип продукции и для фирмы образуется своеобразная «рыночная ниша». Вход и выход в отношении таких сегментов рынка хотя и затруднен, но практически возможен.

Дифференциация продукта происходит, как правило, не по основному его назначению, а посредством различных попыток производителя создать в сознании покупателя представление об уникальности данной продукции, например, через рекламу. Если это удается, производитель становится монополистом. Поэтому рыночная дифференциация продукта является частично психо­логической характеристикой товара.

Таким образом, три типа рыночных ситуаций, которые рас­крывают содержание несовершенного рынка, означают господ­ство монополии рынка. При такой рыночной ситуации возмож­ны осложнения при вступлении в него и выходе, ограничен дос­туп к информации. Поскольку товары и услуги этого рынка дифференцированы или уникальны, отдельные хозяйствующие субъекты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен.