33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
Миссия организации и подходы к ее разработке. Существуют широкие и узкие понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеривается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеривается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и сфере ее функционирования. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель, организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд» – как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла просто для творческого и гибкого развития организации.
Иерархия целей. Управление по целям. По степени важности: 1) стратегические – на решение перспективных масштабных проблем; 2) тактические – являются промежуточными по отношению к первым. Исходя из периода времени реализации: 1) технологические – совершенствование систем управления производственных объектов, компьютеризацию, стр-во новых производственных зданий; 2) экономические – укрепление фин устойчивости организации, рост прибыльности, рын ст0ти акционерного капитала; 3) производственные – состоят в выпуске определённого объёма товаров и услуг, повышение их качества, эф-ти пр-ва; 4) административная – достижение высокой управляемости организацией, надёжного взаимодействия м/д сотрудниками, хорошей дисциплины; 5)маркетинговые – завоевание рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продление жизненного цикла товара; 6) научно-технические – создание и внедрение в производство новых и усовершенствование существующих образцов; 7) социальные – создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников. По форме выражения: 1) в количественном; 2) в качественном – достижение морально психологического климата в коллективе. По уровню, к которому они относятся: 1) общие – генеральная цель (миссия) и 4-6 общеорганизационных целей. Миссия даёт представление окружающим о том, что собой представляет данное предприятие, каковы его философия, имидж; 2) специфические – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основное направление его деятельности в направлении реализации общих целей. Они бывают операционные – стоят перед отдельными работниками, и оперативные – стоят перед подразделениями. Управление по целям (УПЦ) – это один из методов постановки целей и одновременно это метод (технология) управления. Он предполагает задействование неформальных возможностей, связей, опору на активность персонала. УПЦ (Радугин, Веснин) используют, чтобы сделать управление более открытым, гибким, мягким, вовлечь сотрудников в данный процесс. В общеорганизационном плане УПЦ проводится на совещательном уровне и состоит из следующих этапов: 1) проводится общее собрание руководителей и сотрудников предприятия. Руководители выступают перед подчиненными и разъясняют политику фирмы: стратегию, бюджеты, планы, цели. А затем предлагают подумать и внести свои предложения. Думать нужно не на собрании, а за его пределами. Определяют срок внесения своих предложений (допустим – две недели). 2) на втором этапе идет процесс работы персонала и руководства над предложенным проектом целей и планов. Менеджер и подчиненные встречаются индивидуально друг с другом и вырабатывают определенные решения. 3) проекты доработанных целей, планов, с учетом предложений работников передаются высшему руководству и формализуются (оформляются). ) этап контроля – проводят общее собрание, на котором руководители отчитываются о проделанной работе перед собравшимися и отвечают на самые нелицеприятные вопросы и критические замечания <наши руководители (современные) боятся или просто не желают, считая ниже своего достоинства отчитываться перед подчиненными>. Если рассмотреть УПЦ в менее глобальном плане, в отношении к конкретным руководителям или сотрудникам, то следует выделить такие элементы УПЦ.1. Анализ возможностей работника (руководителя) и результатов его деятельности. 2. Определение желаемого результата и его сопоставление с планами, целями, задачами предприятия, подразделения. 3. Определение дополнительных действий. 4. Разработка декларации – она включает в себя:- систему индивидуальных и коллективных целей работников подразделения; - перечень ответственных лиц (за конкретное дело);- обязанности работников в процессе реализации конкретных целей. Когда создают декларацию, менеджер плотно общается, консультируется с подчиненными, учитывает их предложения, согласует деятельность сотрудников между собой. 5. Для каждой цели разрабатывают план действий. А затем менеджер в ходе работы встречается через определенные периоды с работниками, оценивает деятельность, корректирует планы. Поэтому декларация удобна тем, что улучшает общение менеджера и работников, повышает их заинтересованность, работники точно знают, что от них требует руководитель и фирма.
Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь признание в обществе. Если руководитель понимает эту миссию, он сможет довести ее до сознания служащих. Служащие должны знать, что работают не за “хлеб благо общества. Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.
Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Принципы следующие: 1)Рост фирмы благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей. 2)Получение прибыли благодаря взаимной выгоде фирмы и потребителей.
- 1. Раскройте сущность, цели, задачи и принципы менеджмента.
- 2. Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века.
- 3. Охарактеризуйте содержание и основные этапы развития управленческой мысли в России.
- 4. Сформулируйте основные функции менеджмента, раскройте их взаимосвязь в процессе управления и особенности управления организацией в условиях кризиса.
- 6. Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента.
- 6,7. Современные направления и шкопы менеджмента.
- 7. Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления).
- 8. Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению организацией.
- Системный подход к организации в менеджменте
- 9. Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента.
- 10. Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес – планирования.
- 11. Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента.
- 12. Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления.
- 13. Раскройте сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практики управления.
- 13,14.Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 14. Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации.
- Раскройте сущность, виды контроля как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и перечислите условия его эффективности.
- 16. Раскройте сущность, признаки ,содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления и классификацию организаций.
- 17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды организации.
- Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике
- 18. Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления.
- 20. Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки механистических структур управления организацией. (сравнение 2-х структур)
- 21.Раскройте сущность и обоснуйте достоинства и недостатки адаптивных структур управления организацией.
- 22.Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности процессов централизации и децентрализация системы управления организацией.
- 23.Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса координации в организации.
- 24.Раскройте сущность информационного обеспечения организации, охарактеризуйте основные виды информации и её использование при выполнении основных функций управления.
- 25.Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные средства коммуникаций в организации.
- 26. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы организационного проектирования.
- 27. Раскройте сущность, структуру и содержание концепции организационной культуры.
- 28. Раскройте сущность, типологию управленческих решений, обоснуйте факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений.
- 29.Охарактеризуйте этапы и условия эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений.
- Процесс принятия управленческих решений.
- 30. Охарактеризуйте методы и теории принятия управленческих решений.
- Понятие о количественных методах обоснования управленческих решений.
- 31. Раскройте сущность, цели, принципы и функции стратегического менеджмента.
- 32. Раскройте сущность и структуру процесса стратегического планирования, дайте характеристику его основных этапов.
- 33. Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.
- 34. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
- Методы разработки стратегии (матрица бгк, swot-анализ и другие)
- 35. Раскройте сущность, классификацию и ключевые характеристики эффективной стратегии организации.
- 36. Раскройте сущность, условия формирования и реализации стратегий достижения конкурентных преимуществ и поведения в конкурентной среде.
- 37. Раскройте сущность, условия формирования и реализации отраслевых, функциональных и портфельных стратегий организации.
- 36, 38.Типология стратегии роста и конкуренции в организации
- 38. Охарактеризуйте процесс оценки конкурентного статуса и конкурентоспособности организации, факторы определяющие конкуренцию в отрасли.
- 39. Раскройте сущность, виды и особенности организационных форм инновационной деятельности.
- 40. Раскройте правовое обеспечение инновационной деятельности организации.
- 41. Охарактеризуйте особенности внедрения управленческих инноваций в организации.
- 42. Раскройте сущность, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности.
- 43. Раскройте понятие жизненного цикла инноваций и дайте характеристику основных технологических укладов.
- 44. Раскройте особенности управления персоналом инновационных организаций.
- 45. Раскройте сущность управления персоналом, охарактеризуйте основные элементы системы управления персоналом организации.
- 46. Раскройте содержание и условия применения основных методов управления персоналом организации.
- 47. Раскройте понятие организационного поведения, охарактеризуйте источники и факторы формирующие организационное поведение персонала.
- 48. Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала.
- 49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.
- 50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.
- 51. Раскройте сущность и современную классификацию стилей руководства, обоснуйте факторы формирования и условия оценки эффективности стиля управления.
- 52. Раскройте сущность, причины и функции конфликтов, охарактеризуйте стратегии управления конфликтами в организации.
- 53 (54). Раскройте сущность, основные задачи, принципы и функции управления качеством.
- 54. Раскройте сущность, назначение и охарактеризуйте элементы системы качества организации.
- 55. Раскройте сущность, цели, задачи, виды и порядок сертификации продукции и систем качества.
- 56. Раскройте основные характеристики проекта как объекта управления, классификацию типов проектов, структуру жизненного цикла и фаз проекта.
- 57. Раскройте сущность концепции управления проектом, структуру взаимосвязи основных функциональных компонентов процесса управления проектом.
- 58. Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.
- 59. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.
- 60. Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.
- 5. Раскройте сущность, причины создания, основные характеристики и классификацию групп. Команда - особая разновидность группы.
- 61. Понятие, объекты, субъекты, инфраструктура и функции рынка.
- 62. Экономические интересы и их классификация. Альтернативная стоимость. Проблема экономического выбора.
- 63. Собственность как экономическая категория. Собственность и организация хозяйственной деятельности. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.
- Роль и значение государственной собственности в России.
- 64. Объекты и субъекты собственности. Экономическая теория прав собственности р. Коуза.
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 66. Сущность и свойства факторов производства. Закон убывающей производительности. Учет времени при анализе факторов производства.
- 67. Граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 68. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия.
- 69. Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу.
- 70. Теория поведения потребителя. Количественный и порядковый подход к оценке полезности. Аксиомы порядковой теории полезности.
- 71. Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода.
- 72. Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика.
- 73. Виды рыночных структур. Несовершенная конкуренция и ее характеристика.
- 74. Сущность и виды монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. Ценовая дискриминация.
- 75. Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Государственные и муниципальные предприятия
- Фирменные организации предприятий
- 76. Издержки производства. Виды издержек производства и их характеристика.
- 77. Оптимизация прибыли фирмой в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 78. Масштабы производства. Эффект отдачи от масштаба производства.
- 79. Макроэкономические показатели. Реальные и номинальные показатели. Система национального счетоводства.
- 80. Понятия ввп, внп, нд, нб. Соотношение ввп и внп и методы их подсчета.
- 81. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 82. Потребление, сбережение, инвестиции. Сущность парадокса бережливости. Мультипликатор инвестиций.
- 83. Понятие и функции денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги в неоклассической и кейнсианской теории.
- 84. Инфляция. Виды инфляции. Антиинфляционная политика.
- 85. Финансовая система. Структура банковской системы. Центральный банк.
- 86. Государственный бюджет. Баланс государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом.
- 1 Понятие и сущность бюджета
- 2 Дефицит и профицит бюджета
- 3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 87. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Налоговая система России.
- 88. Теории экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 89. Экономические циклы. Классификация экономических циклов. Методы сглаживания циклических колебаний.
- 90. Рынок труда и принципы его функционирования. Безработица и ее виды. Методы борьбы с безработицей. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.