logo search
экономический анализ

Анализ себестоимости продукции

 

Себестоимость выраженные в денежной форме затраты на производство и продажу продукции, которые представляют собой стоимостную оценку сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств и другого имущества, трудовых ресурсов, а также других затрат на изготовление продукции, управление производством и организаци­ей в целом, продажу продукции.

Различают следующие показатели себестоимости:

Себестоимость единицы продукции (работ, услуг) – определяется путем рас­пределения затрат на производство, включаемых в себестоимость, продукции, по отдельным видам (группам) однородных изделий или продукции, которая может быть приведена к условно-одно­родному измерителю.

Себестоимость всей продукции организации – это совокупная себестоимость всех видов изделий, работ, услуг, вклю­чаемых в объем выпущенной (проданной) продукции. Этот показа­тель является универсальным, так как рассчитывается различными организациями независимо от типа производства и характера вы­пускаемой продукции.

Затраты на рубль продукции – используется для характеристики динамики се­бестоимости всей продукции, как сравнимой, так и впервые освоен­ной. Он исчисляется как отношение себестоимости всей произве­денной или реализованной продукции к ее объему в продажных ценах (без косвенных налогов).

В зависимости от этапов формирования себестоимости в производствен­ном процессе различают:

Операционную себестоимость – это условно-переменные ма­териальные затраты и расходы на оплату труда.

Цеховую себесто­имость складывается из операционной себестоимости и общепро­изводственных расходов.

Производственную себестоимость со­стоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.

Полную себестоимость – это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу.

 

Анализ себестоимости продукции начинается с оценки изме­нения общей величины затрат.

Общее изменение себестоимости рассчитывается как разница между себестоимостью отчетного периода и базисного по сумме и в динамике:

Такой расчет позволяет сделать вывод о том, как изменилась себестоимость продукции под влиянием всех факторов, в том числе объема, ассортимента выпущенной продукции, цен на сы­рье и материалы и т.п.

 Влияние изменения цен на сырье и материалы на абсолютное изменение себестоимости определяется следующим образом:

 

 Влияние изменения количества и ассортимента выпуска про­дукции на абсолютное изменение себестоимости определяется следующим образом:

 

После общей оценки себестоимости продукции изучается изменение уровня затрат на 1 руб. выручки, который характеризу­ет расходы организации на единицу реализации. Этот показатель рассчитывается путем деления себестоимости товарной продук­ции на тот же объем товарной продукции в отпускных ценах. Анализ проводится путем сопоставления уровня затрат в отчет­ном и базисном периодах. Просчитывается влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. стоимости продукции.

 

Изменение уровня затрат, умноженное на выручку отчетного года, позволяет определить экономию или перерасход, вызван­ные изменением затрат на 1 руб. выручки:

 

На изменение уровня затрат влияют ассортимент, количество реализованной продукции; цены на сырье и материалы, цены на продукцию.

 влияние изменения цен на сырье и продукцию на относительное изменение себестоимости определяется следующим образом:

 влияние изменения цен на сырье и материалы на изменение себестоимости определяется следующим образом:

 влияние изменения цен на продукцию на изменение себестоимости определяется следующим образом:

 влияние изменения количества, структуры, ассортимента продукции на относительное изменение себестоимости определяется следующим образом: