logo search
LEKCII_Marketing

Лекция 2 тема: система маркетинговых исследований маркетинговой информации

Цель: Дать комплексное представление о маркетинговых исследованиях и методологии его проведения.

План:

  1. Концепция системы маркетинговой информации.

  2. Система внутренней отчетности.

  3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации.

  4. Система маркетинговых исследований.

  5. Система анализа маркетинговой информации

  1. Концепция системы маркетинговой информации. Основными причинами, обусловившими необходимость отказа от эпизодического сбора маркетинговой информации и переход к созданию систем маркетинговой информации, стали: переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе; переход от покупательских нужд к покупательским потребностям; переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции (СМИ). Дать определение СМИ, рассмотреть ее назначение, структуру. Охарактеризовать направление входящих и исходящих потоков информации.

  2. Система внутренней отчетности. Показать назначение системы внутренней отчетности. Подчеркнуть, что информация документов системы внутренней отчетности должна учитываться при принятии фирмой различных решений, как оперативных, так и стратегических.

  3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации. Показать назначение системы сбора внешней текущей маркетинговой информации. Рассмотреть различные способы сбора информации о последних событиях внешней среды. Привести необходимые примеры.

  4. Система маркетинговых исследований. Дать определение маркетингового исследования. Перечислить типовые задачи, решаемые с помощью маркетинговых исследований. Привести необходимые примеры.

  1. Система анализа результатов маркетинговых исследований. Дать определение системы анализа результатов маркетинговых исследований. Охарактеризовать две ее основные составные части: статистический банк и банк моделей. Рассмотреть их назначение. Привести необходимые примеры.

  2. Схема маркетингового исследования. Подчеркнуть практическое значение рассматриваемого материала. Подробно рассмотреть основные этапы маркетингового исследования:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. Охарактеризовать этапы формулирования целей исследования. Перечислить основные виды целей, дать рекомендации по выбору вида целей конкретного исследования.

2. Отбор источников информации. Дать определение первичных и вторичных данных. Отметить, что рассматриваемый далее план разрабатывается только в случае необходимости сбора первичных данных. Подробно рассмотреть основные раздела плана сбора первичных данных:

а) метод исследования. Дать определение наблюдения, опроса, эксперимента. Показать их преимущества и недостатки. Сформулировать рекомендации по выбору метода исследования. Привести необходимые примеры.

б) орудие исследования. Перечислить основные виды орудий исследования. Сформулировать рекомендации по разработке анкет. Дать определение закрытых и открытых вопросов. Рассмотреть виды закрытых и открытых вопросов. Обратить особое внимание на типичные ошибки при разработке анкет. Привести необходимые примеры.

Рассмотреть область применения механических устройств. Привести необходимые примеры.

в) составление плана выборки. Дать определение выборки. Показать необходимость формирования выборки. Сформулировать рекомендации по определению состава выборки, объема выборки, способа формирования выборки. Привести необходимые примеры.

г) способ связи с аудиторией. Рассмотреть способы вступления в контакт с членами выборки: по телефону, по почте, посредством личного интервью. Показать их достоинства и недостатки. Привести необходимые примеры.

3. Сбор информации. Подчеркнуть состав исходных данных и результатов реализации этапа, а также необходимость тщательного предварительного инструктажа интервьюеров.

4. Анализ собранной информации. Подчеркнуть, что его главной целью является извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователь сводит полученные данные в таблицы. На основе этих таблиц выводят или рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь в надежде получить дополнительные сведения обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений, применяемых в системе анализа маркетинговой информации. Привести необходимые примеры.

5. Представление полученных результатов. Подчеркнуть, что цель этапа состоит в сообщении результатов исследования заказчику. Поэтому главным требованием к отчету является доступность и понятность изложения. Рассмотреть основные функции отчета.