logo search
Курс лекций (новый)

Основные черты совершенной конкуренции

  1. Наличие большого числа фирм, каждая из них производит малую долю общего рыночного объема.

  2. Фирмы производят однородную (стандартизированную) продукцию.

Однородная продукция – продукция, предлагаемая различными фирмами, но воспринимаемая покупателями как одинаковая во всех случаях.

Торговые марки и другие индивидуальные характеристики товара отсутствуют. Например, зерновая продукция, молоко, масло, кофе, металл и т.д.

  1. Фирма не может устанавливать цену и влиять на них, а может только приспосабливаться к ней – фирмы-ценополучатели.

Рыночная цена определяется на основе совокупного спроса и предложения всей отрасли.

  1. Свободный вход и выход фирмы из отрасли.

  2. Полная информация о всех участниках рынка, об уровне цен, характеристиках продуктов, производственной технологии.

Для максимизации прибыли фирма-совершенный конкурент должна определить какое количество продукции она должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль.

Существует два способа определения оптимального объема производства, при котором прибыль будет максимальной:

  1. Сравнение валовых показателей.

  2. Сравнение предельных величин.

Первый способ предполагает сопоставление валового дохода с валовыми издержками при различных значениях объема производства. Максимальную прибыль фирма получает, при таком объеме производства, при котором разность между валовым доходом и валовыми издержками будут наибольшей.

Если фирма убыточна. Для минимизации убытков она продолжает деятельность, если валовой доход превышает переменные издержки; и прекращает деятельность, если валовые доходы меньше переменных издержек.

Вторым способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего максимизацию прибыли, является сравнение предельных величин: предельного дохода и предельных издержек.

Существует такое правило – фирма максимизирует прибыль и минимизирует убытки при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам .

Это общее правило для всех моделей рынка.

Для рынка совершенной конкуренции конкретизируется следующим образом – фирма-совершенный конкурент, получает максимальную прибыль и минимизирует убытки при таком объеме производства, когда цена равняется предельным издержкам, так как предельный доход равен цене .

Этот график - равновесие фирмы в краткосрочный период. Где С – издержки, Q – объем производства, D – спрос.

Прибыль на единицу продукции: .

График равновесия фирмы-совершенный конкурент

в долгосрочном периоде

Условие в долгосрочном периоде: . Экономическая прибыль равна нулю. Нормальная прибыль есть.