logo
Курс лекций (новый)

Основные черты совершенной конкуренции

  1. Наличие большого числа фирм, каждая из них производит малую долю общего рыночного объема.

  2. Фирмы производят однородную (стандартизированную) продукцию.

Однородная продукция – продукция, предлагаемая различными фирмами, но воспринимаемая покупателями как одинаковая во всех случаях.

Торговые марки и другие индивидуальные характеристики товара отсутствуют. Например, зерновая продукция, молоко, масло, кофе, металл и т.д.

  1. Фирма не может устанавливать цену и влиять на них, а может только приспосабливаться к ней – фирмы-ценополучатели.

Рыночная цена определяется на основе совокупного спроса и предложения всей отрасли.

  1. Свободный вход и выход фирмы из отрасли.

  2. Полная информация о всех участниках рынка, об уровне цен, характеристиках продуктов, производственной технологии.

Для максимизации прибыли фирма-совершенный конкурент должна определить какое количество продукции она должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль.

Существует два способа определения оптимального объема производства, при котором прибыль будет максимальной:

  1. Сравнение валовых показателей.

  2. Сравнение предельных величин.

Первый способ предполагает сопоставление валового дохода с валовыми издержками при различных значениях объема производства. Максимальную прибыль фирма получает, при таком объеме производства, при котором разность между валовым доходом и валовыми издержками будут наибольшей.

Если фирма убыточна. Для минимизации убытков она продолжает деятельность, если валовой доход превышает переменные издержки; и прекращает деятельность, если валовые доходы меньше переменных издержек.

Вторым способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего максимизацию прибыли, является сравнение предельных величин: предельного дохода и предельных издержек.

Существует такое правило – фирма максимизирует прибыль и минимизирует убытки при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам .

Это общее правило для всех моделей рынка.

Для рынка совершенной конкуренции конкретизируется следующим образом – фирма-совершенный конкурент, получает максимальную прибыль и минимизирует убытки при таком объеме производства, когда цена равняется предельным издержкам, так как предельный доход равен цене .

Этот график - равновесие фирмы в краткосрочный период. Где С – издержки, Q – объем производства, D – спрос.

Прибыль на единицу продукции: .

График равновесия фирмы-совершенный конкурент

в долгосрочном периоде

Условие в долгосрочном периоде: . Экономическая прибыль равна нулю. Нормальная прибыль есть.