logo
Курс лекций (новый)

Совокупный спрос

Совокупный спрос – общее количество продукции, которое может быть куплено при каждом возможном уровне цен.

Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на:

  1. Потребление (со стороны домашних хозяйств).

  2. Частные внутренние инвестиции (инвестиционные расходы бизнеса).

  3. Государственные закупки товаров и услуг

  4. Чистый экспорт: , гдеС – потребительский расход населения, I – внутренние валовые частные инвестиции, G – государственные закупки, – чистый экспорт,X – экспорт, М – импорт.

Уровень цен – средневзвешенная величина цен, которая выражается в виде индекса цен (0,5; 1,0 и т.д.).

Отрицательный наклон кривой совокупности спроса определяется тремя факторами:

  1. Эффект процентной ставки – предполагает, что если уровень цен повышается, а денежная масса постоянная, то увеличивается спрос на деньги, следовательно, повышается процентная ставка (плата за деньги), следовательно, сокращение потребительских расходов и инвестиций, то есть вызывает сокращение спроса на реальный объем ВВП.

  2. Эффект богатства. Богатство в рыночной экономике выражается в реальной стоимости имущества и финансовых активов – этот эффект предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных активов, находящихся у населения, уменьшается, следовательно, население реально становится беднее и потому сокращает свои расходы.

  3. Эффект импортных закупок – при повышении уровня цен внутри страны, спрос на отечественные товары сократится, а спрос на более дешевые импортные товары увеличится, следовательно, .

Неценовые детерминанты (факторы) совокупности спроса:

  1. Ожидания потребителей и предпринимателей.

  2. Изменение в политике правительства (в области государственных закупок, налоговой политике и изменении объема внутренних денег).

  3. Изменение мировой экономики:

    1. Изменение национального дохода других стран, с которыми торгует данная страна.

    2. Изменение валютных курсов (=> =>=>).