logo
Курс лекций (новый)

Основы теории спроса и предложения

  1. Понятие спроса. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

  2. Понятие предложения. Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на предложения.

  3. Эластичность спроса и предложения.

  4. Рыночное равновесие. Дефицит и излишки.

Спрос.

Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут купить за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара.

Если цена на товар растет, то при прочих равных условиях величина спроса на него падает и наоборот.

Действие закона спроса можно объяснить двумя причинами:

  1. Эффект дохода, который выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других привычных покупок.

  2. Эффект замещения, который состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Факторы, влияющие на спрос (неценовые детерминанты спроса, то есть что влияет на спрос помимо цены):

  1. Цены на сопряженные товары бывают:

Взаимозаменяемые

(субституты)

Взаимодополняющие

(комплименты)

Рост цены одного товара приведет к увеличению спроса на другой товар.

Рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

  1. Изменение доходов потребителей. В зависимости от дохода, товары делятся на следующие группы:

    1. Нормальные (высшей категории) – спрос, на который растет при росте потребительских доходов (предметы первой необходимости; предметы второй необходимости; предметы роскоши).

    1. Малоценные товары (товары низшей категории) – спрос на которые падает при росте потребительских доходов.

    2. Абсолютно необходимые для жизни товары (лекарства).

  1. Потребительские ожидания – связаны с изменением уровня цен, дохода, экономической и политической обстановки в стране и т.д.

  2. Потребительские вкусы и предпочтения. Существуют при наиболее типичных случаях взаимных влияний потребителей:

  1. Эффект присвоения к большинству (стадное чувство потребления) – потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что приобретают большинство.

  2. Эффект сноба – потребитель стремится выделиться из толпы, спрос предъявляется вопреки спросу большинства.

  3. Эффект Веблина – приобретение товаров с целью произвести на окружающих неизгладимое впечатление (престижное потребление).

  1. Число потребителей на рынке.

Ценовые факторы влияют на спрос и приводят к смещению всей кривой спроса -> следует различать изменение спроса и изменение величины спроса.

Смещение всей кривой спроса и движение вдоль кривой спроса.

Точки на кривой – величина спроса; вся кривая – спрос.