logo search
Экономика инновационные подходы -

Динамика и структура консолидированного бюджета (млн руб.)

Увеличение доли прочих доходов (налог на имущество, земельный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.) свидетельствует как о стремлении повысить эффективность закрепленных за территорией доходов, так и о непостоянстве доходной части бюджета вследствие большого количества видов налога.

Кризис неплатежей является как результатом спада в экономике, так и фактором его дальнейшего углубления. Показательно, что доля задолженности поставщикам, бюджету и другим экономическим агентам постоянно растет и составляет 95,9%, а по кредитам банков - падает. Но все это происходило на базе роста абсолютной величины задолженности. Коэффициенты соотношения всей кредиторской и дебиторской задолженностей, в том числе просроченных, свидетельствуют о затяжном характере неплатежей - кризисе неплатежей. Однако глубина этого кризиса может быть меньшей при налаживании платежей между производителями и потребителями. Вексельная система погашения задолженности пока еще не нашла широкого распространения.

К положительной следует отнести тенденцию увеличения доли долгосрочных кредитов в их общем объеме. Однако нестабильное финансовое положение предприятий отрицательно сказывается на своевременном возврате ссуды, что подрывает основы банковской стабильности.

Таким образом, обращают на себя внимание следующие процессы, формирующие тенденции в сфере финансов и кредита: финансовое положение предприятий реального сектора определяет степень наполнения бюджетов республики и местных бюджетов. Спад в экономике предопределяет снижение реального объема доходной части бюджетов. Положение осложняется увеличением оседания налоговых платежей в недоимке, вызванной как сокрытием доходов, так и ростом задолженности предприятий бюджету вследствие неудовлетворительного финансового состояния их; обращают на себя внимание увеличение числа нерентабельных предприятий во всех отраслях экономики и углубление этого процесса в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве; появление "нерентабельных" районов в республике вызывает необходимость совершенствования налоговой политики в сторону определения более надежной налогооблагаемой базы, которая бы придавала самостоятельность местным бюджетам, а не стимулировала иждивенчество; снижение реального наполнения бюджета предопределяет объем и структуру расходов.

Снижается доля расходов на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение, что является "барьером" на пути развития этих отраслей и отрицательно сказывается на здоровье и качестве жизни населения, особенно детей. В то же время в 1995 г. росла доля расходов на развитие отраслей экономики. В этой связи очень важна эффективность их использования. Увеличивается объем и ухудшается структура неплатежей предприятий, между тем клиринговые расчеты и вексельное обращение не находят достойного применения в Чувашии. Несмотря на увеличение доли долгосрочных кредитов, они еще "не работают" на развитие отраслей экономики. При складывающейся ситуации в экономике и финансово-кредитной системе сбережения населения не являются источником реальных инвестиций, недостаточна законодательная база для защиты инвесторов и вкладчиков от произвола банковских и финансово-кредитных учреждений.

Внешнеэкономическая деятельность. В условиях становления российской модели федеративного государства права субъектов Федерации во внешнеэкономической деятельности расширяются. Совместными усилиями федеральных и региональных представителей прорабатываются вопросы разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в этой сфере.

В ведении Российской Федерации должны находиться следующие вопросы: формирование концепции и стратегии развития внешнеэкономических связей, финансовое, валютное, кредитное, таможенное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экспертного контроля; определение политики в области сертификации и товаров внешней торговли; осуществление таможенной политики; установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов, критериев безопасности или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за этим; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием; владение, пользование и распоряжение российской государственной собственностью за рубежом.

В сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации находятся: координация внешнеэкономической и экспертной деятельности; определение порядка инвестирования зарубежных средств в объекты федеральной собственности, расположенные или функционирующие на территории субъектов Российской Федерации; получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Федерации, их использование и погашение.

Субъекты Российской Федерации имеют право: осуществлять внешнеэкономическую деятельность на своей территории в соответствии с федеральными законами; предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на их территории. Российская Федерация не отвечает по дополнительным гарантиям субъектов Федерации; предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеэкономической деятельности в части выполнения ими обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов Федерации, участия в использовании собственности субъектов Федерации; определять порядок инвестирования зарубежных средств в объекты муниципальной собственности, расположенные на их территории; заключать соглашения в области внешних экономических связей с субъектами Федерации, административно-территориальными образованиями иностранных государств; содержать своих представителей при торгпредствах России в иностранных государствах.

Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций республики за последние годы показывает следующее:

- продолжающийся спад производства в основных отраслях народного хозяйства, и прежде всего в промышленности, не оказал существенного отрицательного воздействия на объемы внешнеторгового оборота. Внешнеэкономическая деятельность предприятий республики в последние годы была более активной, чем в предыдущие. В значительной мере активизация этой деятельности вызвана необходимостью "выживания" в условиях кризиса неплатежей и снижения покупательского спроса на внутреннем рынке. Однако такая политика не всегда эффективна. Значительную долю в экспорте продукции все еще занимают сырьевые ресурсы, а также виды продукции неглубокой степени переработки. В структуре импорта доля оборудования, способствующего внедрению передовых технологий, занимала незначительное место;

- обращает на себя внимание отсутствие единой экспортно-импортной политики в республике. В этой связи нельзя не отметить, что однотипные виды продукции реализуются предприятиями по различным ценам, вариабельность которых довольно существенна;

- совместные предприятия также не стали очагом иностранных инвестиций в экономику Чувашии. Поэтому их деятельность с позиции интересов республики нельзя признать эффективной. К тому же доля СП в промышленном производстве республики практически незаметна. Значительная часть в большей мере функционирует как торгово-посреднические фирмы, практически не связанные с производством. Малозаметна их деятельность и на внутреннем рынке;

- новым направлением внешнеэкономической деятельности республики является экспорт знаний, образовательной продукции. При должной поддержке со стороны органов управления республики этот вид деятельности совместно с научной продукцией и совместными с зарубежными партнерами научными исследованиями представляется перспективным и высокоэффективным.

Перенос ряда внешнеэкономических регулирующих функций из центра в регионы России носит объективный характер. Это утверждение справедливо и в отношении инвестиционной политики, в том числе политики в отношении иностранного капитала.

Власти российских регионов, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, разработали или разрабатывают более четкую правовую и экономическую основу для долговременного сотрудничества с дальним зарубежьем, что выгодно отличает ряд регионов России от непоследовательных и недостаточно продуманных действий федерального руководства РФ в сфере привлечения инвестиций. Поэтому иностранные инвесторы могут вложить свои капиталы в более стабильные субъекты Российской Федерации, пользуясь вместе с тем выгодами всего российского рынка. Так, например, в Республике Татарстан принят Закон "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" от 19 июля 1994 г., а также указ Президента "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан" от 31 октября 1994 г.; в Республике Саха (Якутия) - Закон "Об иностранных инвестициях" от 22 декабря 1992 г.; в Московской области - постановление Главы администрации №67 от 28 марта 1994 г. "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в экономику Московской области", предоставляющие более благоприятные условия деятельности для иностранных инвесторов.

Например, указ президента Республики Татарстан, в целях реализации Закона "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", создания благоприятных условий для инвестирования иностранного капитала, постановил: освободить с 1 января 1995 г. предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные на территории Республики Татарстан, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг, у которых оплаченная доля иностранных инвесторов в их уставном фонде составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме - не менее 1 млн долл. США, от уплаты следующих налогов: на прибыль, в части, зачисляемой в республиканский бюджет, сроком на три года; на прибыль, в части, зачисляемой в республиканский бюджет, сроком на пять лет, если указанные предприятия создаются для осуществления приоритетных направлений деятельности, определяемых законодательством Республики Татарстан; на имущество сроком на три года. Указанные льготы предоставляются при условии, что выручка от осуществления собственной производственной деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Предусмотрено также предоставление иностранным инвесторам государственных гарантий под залог государственного имущества.

В настоящее время ряд субъектов Федерации уже пошел по пути предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам в пределах своей компетенции. Правительство Республики Коми объявило о том, что намерено предоставить режим наибольшего благоприятствования для российских и иностранных инвесторов, решивших прийти в экономику Коми со своим капиталом. Перед местными законодательными органами поставлена задача переориентировать налоговую систему. В частности, планируется освободить на пять лет от налога на прибыль предприятия, занимающиеся производством продукции; уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму реинвестиций; ввести систему инвестиционных кредитов в виде отсрочки налоговых платежей на два года и дифференцированные ставки налога на имущество и землю.

Особое внимание при этом уделено созданию локальных оффшорных зон для банков, финансовых и страховых компаний. Оффшорный режим получат предприятия, которые собираются осваивать новые месторождения марганца, титана, бокситов. Создается республиканский Залоговый фонд, в который будут включены земельные участки, сырьевые ресурсы, государственная и муниципальная собственность, пакеты акций приватизированных предприятий, принадлежащие государству. Реконструируется финансовая инфраструктура.

Продолжается развитие нефтяного и газового комплекса Республики Коми, который выглядит особенно привлекательно для иностранного капитала. Но в скором времени не менее привлекательным для потенциальных инвесторов станет и огромный лесной комплекс. Ликвидационный запас леса составляет 2 млрд 100 млн кубометров. Инвестиционная политика Республики Коми может вызвать замечания и вопросы, однако очевидно, что она принадлежит к числу регионов России, начавших активную борьбу за деньги инвесторов.

В Самарской области выбраны следующие ориентиры инвестиционной политики с учетом существующего потенциала. Администрация области заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, прежде всего для решения следующих проблем: развитие предприятий нефтеперерабатывающего и машиностроительного комплексов; повышение экспортного потенциала предприятий всех отраслей; перепрофилирование оборонных предприятий, создание условий для использования научного и производственного потенциала оборонных предприятий при разработке и производстве наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, создание рыночной инфраструктуры; создание сети туристских и рекреационных структур, включая гостиницы и мотели международного класса, кемпинги, охотохозяйства, сервисные службы. Наиболее предпочтительная форма сотрудничества с инвесторами - создание совместных предприятий. Администрация области возьмет на себя обеспечение для инвесторов режима наибольшего благоприятствования.

В 1992-1995 гг. заметной тенденцией в географии размещения иностранных инвестиций в России стало их возрастание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Причем до 75% из них сконцентрировано в отраслях по первичной и глубокой ("индустриальной") переработке сырья и сырьевых полуфабрикатов, в энергетике и других отраслях производственной инфраструктуры. Одно из объяснений этого связано с повышением внешнеэкономических позиций Китая, в частности его торговой и инвестиционной экспансией в регионе. В Восточной Сибири бесспорным лидером по поступившим иностранным инвестициям является Красноярский край. Общий потенциал этих регионов, согласно прогнозным оценкам зарубежных и местных экспертов, составляет более 5 млрд долл. без учета уже сделанных за 1992-1994 гг. иноинвестиций, в том числе Восточной Сибири - не менее 3 млрд долл. Наиболее предпочтительные сферы привлечения иностранного капитала, по данным этих регионов, - транспортное строительство, производство и распределение электроэнергии, сооружение хранилищ и складов, лесохимия, черная и цветная металлургия, добыча и переработка алмазов, слюды, графита, природного газа, нефти и торфа, рыбопереработка. Из общего объема прямых иноинвестиций в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на дальневосточный регион приходится примерно 60%. Например, только в Еврейскую автономную область поступило иноинвестиций в 1995 г. в несколько раз больше, чем в 1992-1994 гг. по многим группам областей РФ (по Центрально-Черноземному региону, Верхнему Поволжью, Северо-Кавказскому региону).

На территории Хабаровского края к началу 1995 г. было зарегистрировано 496 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 340 СП, 106 предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, 50 филиалов совместных предприятий и зарубежных фирм. Из общего количества предприятий с иностранными инвестициями 209 (42%) созданы с фирмами Китая, 77 (16%) - США, 65 (13%) - Японии, 45 (9%) - Республики Корея, 26 (5%) - Гонконга. Общий объем зарегистрированных зарубежных инвестиций в экономику края на этот период составил 121 млн долл., в том числе 30% - из США, 18 - из Японии, 9 - из Китая, 2 - из Республики Корея. Основными сферами деятельности СП являются добыча и переработка природных ресурсов, внутренняя и внешняя торговля, услуги в области транспорта, связи, а также гостиницы и рестораны.

Важнейшими факторами инвестиционной привлекательности края являются его выгодное географическое положение (в центре российского Дальнего Востока и в непосредственной близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), крупный сырьевой и промышленный потенциал, развитая транспортная сеть. Приоритетными направлениями для инвестирования являются добыча и освоение природных ресурсов, конверсия предприятий оборонной промышленности, развитие транспортной инфраструктуры, производство товаров народного потребления.

С целью привлечения иностранных инвестиций введены следующие льготы в размерах сумм, поступающих в краевой бюджет: на два года освобождены от налога на прибыль, получаемую от производственной деятельности и предоставления услуг в сфере гостиничного бизнеса, вновь создаваемые СП с долей иностранного инвестора более 30%, филиалы иностранных предприятий, а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам; на три года - вновь создаваемые предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн долл., направляемых на освоение месторождений полезных ископаемых и строительство объектов транспортной инфраструктуры.

В Амурской области решению задачи привлечения в экономику области инвестиций администрация придает первостепенное значение. С целью обеспечения гарантий российским и зарубежным инвесторам в области создан Залоговый фонд природных ресурсов, объектами которого являются лесные массивы, месторождения золота, железной руды, угля, облицовочного камня. Стоимость объектов этого фонда оценивается в 22,7 млрд долл. Создана Амурская региональная корпорация "Зея", основная функция которой - разработка и осуществление инвестиционной политики администрации области (учреждена в форме АООТ с уставным капиталом 300 млн руб.).

Корпорация "Зея" разрабатывает инвестиционные проекты с учетом приоритетов областной администрации, решает задачу привлечения российских и иностранных инвесторов в осуществление этих проектов, выступает инвестором по части из них. Корпорация получила генеральную доверенность на сдачу в залог объектов упомянутого фонда, а также гарантии администрации на передачу прав пользования этими объектами и права вывоза добываемого на них сырья. К середине 1995 г. в "инвестиционном портфеле" корпорации имелось более 50 проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, производства товаров народного потребления, развития сферы услуг. По большинству этих проектов разработаны бизнес-планы или детальные технико-экономические обоснования.

Учитывая, что российский Дальний Восток является одним из привлекательных регионов для инвестиций, американская инвестиционно-консалтинговая компания "Hermes Capital Management", специализирующаяся в сфере страхования и инвестиций и на рынке российских ценных бумаг, открыла представительство во Владивостоке.

Несколько европейских и петербургских банков учредили Санкт-Петербургскую финансовую компанию для привлечения инвестиций в северо-западный регион России. Учредителями компании стали Европейский банк реконструкции и развития, банки "Санкт-Петербург", "Балтийский" и финский банк Kansallis-Osakeankki. Кроме того, в число учредителей вошла финская инвестиционная корпорация Finnfund, действующая в России с 1992 г. "Напрямую выходить на регионы и их предприятия, минуя правительственные структуры", "достигать конкретных инвестиционных соглашений с Сибирью и Дальним Востоком и с расположенными там заводами", "способствовать вовлечению восточных регионов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанскую интеграцию" - эти лозунги становятся преобладающими в печати индустриальных стран (Японии, Канады, США, Южной Кореи, Тайваня, Австралии и др.), а также в общеэкономической стратегии компаний, банков, инвестиционных структур этих стран.

К инвестированию в различные регионы России подключаются международные организации. Европейский банк реконструкции и развития в начале 1995 г. создал инвестиционный фонд для юга России. Путем отбора ЕБРР будет рекомендовано 10-20 предприятий (промышленных и сельскохозяйственных, с численностью занятых от 400 до 5000 человек) в Ростовской области. Фонд начал работу в августе 1995 г. и будет действовать 10 лет. ЕБРР предоставит фонду 30 млн долл. прямых инвестиций в предприятия Ростовской области (70-75% средств), Краснодарского и Ставропольского краев (25-30%) в виде покупки пакетов их акций (от 20 до 49% уставного капитала). Минимальная сумма инвестиций в одно предприятие составит 300 тыс. долл., максимальная - 3 млн долл.

Многие субъекты Федерации, а также за рубежом представляют разнообразные инвестиционные проекты, по некоторым из них удается привлечь инвесторов. Так, промышленные проекты Приморья были представлены инвесторам в Австрии. Пакет инвестиционных проектов, сформированный главным управлением ЦБР по Приморскому краю, был представлен на международной выставке в Вене. Из 300 заявок конкурсный отбор прошли лишь 10, в том числе разработки по строительству Владивостокского индустриального порта, реконструкции комбината "Приморский сахар" и объединения "Приморскуголь". Трехдневная выставка "Инвестиционные проекты России, стран СНГ и Балтии" привлекла к участию представителей стран бывшего СССР, а также банки США и Австрии.

В ряде субъектов Федерации уже созданы постоянно действующие организационные структуры для привлечения инвестиций. В Пензенской области создан региональный информационный центр (РИЦ) инвестиционных предложений. Его основная задача - привлекать инвестиции в экономику области для обеспечения реорганизации предприятий, подпадающих под категорию несостоятельных, и не допускать их банкротства. Одним из направлений деятельности центра станет подготовка специалистов в сфере управления предприятиями.

Примечательно, что многие азиатские соседи России, в первую очередь Китай, Вьетнам, Северная Корея, с 1994 г. активно привлекают инвестиции и технологии сибирских и дальневосточных предприятий и компаний в строительство и реконструкцию действующих объектов на своей территории. Это связано с тем, что более 30% валовой промышленной продукции в названных странах производится на предприятиях, сооруженных и реконструированных в 50-80-е годы при финансовой, технологической и научной помощи СССР. До 30% общей протяженности действующих там транспортных коммуникаций - результат сотрудничества этих стран с Советским Союзом в те годы.

По данным китайских и вьетнамских источников (декабрь 1994 г.), в инвестиционно-технологическом сотрудничестве КНР и Вьетнама с Россией участвуют примерно 20 промышленных предприятий и 15 научно-исследовательских учреждений Восточной Сибири и Дальнего Востока. К 1997 г. этот показатель составит, по тем же источникам, соответственно 30 и 20.

Как было отмечено, в январе 1995 г. Президент РФ подписал Указ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях материального производства в РФ", который в основном совпадает со стратегией иностранных инвесторов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, выражающейся в преимущественном направлении инвестиций в перерабатывающие отрасли и в учреждения совместных производственных объектов и финансово-промышленных групп в этих регионах.

Значительные усилия в привлечении внимания инвесторов к возможностям регионов России прикладывают специально созданные в этих целях структуры. Российская финансовая корпорация (РФК), созданная Указом Президента РФ №339 от 15.03.93, является государственным предприятием, реализующим приоритетные инвестиционные проекты. Ее основные задачи состоят в следующем: распределение централизованных капиталовложений и кредитов по поручению Правительства РФ; распределение льготных кредитов; конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной перестройки, осуществляемых за счет средств корпорации; организация контроля за эффективным использованием средств; установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов; привлечение на коммерческой основе средств инвесторов, в том числе и иностранных; предоставление по поручению Правительства РФ государственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам; использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая размещение их на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.

РФК провела три международные выставки-конференции "Новые возможности кооперации и привлечения иностранных инвестиций в регионы России" в Нью-Йорке, Белграде и Берлине. Основная идея этих выставок заключается в подведении потенциальных западных инвесторов к максимально эффективным малым и средним, быстро окупаемым проектам в российской глубинке, где существуют информационная закрытость регионов и ощущается огромный инвестиционный вакуум. После рассмотрения нескольких сотен проектов отобраны для реализации наиболее эффективные с объемом инвестиций в несколько миллиардов долларов.

Еще одна структура - государственная инвестиционная корпорация - создана по Указу Президента РФ 2 февраля 1993 г. Ее основными задачами являются: проведение государственной политики в области инвестиций, предоставление гарантий иностранным инвесторам от политических рисков, использование бюджетных средств для реализации правительственных инвестиционных проектов.

В целях привлечения иностранных и стимулирования внутренних инвестиций для осуществления федеральных и региональных программ социального экономического развития Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию иностранных инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых ей целевым назначением Правительством Российской Федерации, а также кредитов Центрального банка Российской Федерации, привлеченных и собственных средств с учетом экономической эффективности проектов и приоритетов федеральных и региональных инвестиционных программ; выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет залоговых операций с иностранными банками и др. Прежде всего речь идет об инвестициях в России, но в будущем Корпорация будет иметь возможность проводить инвестиции и за рубежом.

Указом Президента Правительство внесло в уставный фонд Корпорации имущество на 1 млрд долл., которое будет использоваться в качестве залога для гарантий иностранным инвесторам прежде всего от политических рисков. От хозяйственных рисков и инфляции инвестиции страхуются своим порядком. Предполагаются также выделение 50 млн долл. и 200 млн руб., передача ряда объектов недвижимости. Корпорация будет включать в себя инвестиционный банк, страховую компанию, научный центр, а также целый ряд инвестиционных компаний, действующих по отраслевому принципу.

Как показала практика взаимодействия российских предприятий с иностранными инвесторами, реализация предложений отдельных регионов, предприятий зачастую затруднена из-за отсутствия необходимого опыта у администрации регионов и руководства предприятий.

Для проведения работы с иностранными инвесторами администрациям регионов необходимо иметь разработанную концепцию (социально-экономический проект) комплексного развития региона, которая включает следующие этапы:

- разработку единой региональной стратегии поэтапного развертывания согласованной экономической, финансовой, кредитно-денежной и валютной политики;

- формирование развитой инфраструктуры, новых долгосрочных взаимовыгодных сбалансированных связей, развитие межотраслевой, межрегиональной и международной кооперации (включая создание совместных предприятий и инвестирование иностранного капитала);

- внедрение и использование новейшего оборудования, лицензий, "ноу-хау", прогрессивных технологий для создания (в том числе в кооперации с зарубежными партнерами) высокорентабельных, конкурентоспособных материалов, комплектующих изделий, промышленной, сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления;

- формирование сбалансированного рынка, изучение его конъюнктуры и перспектив развития, проведение маркетинга и соответствующее рекламное обеспечение выпускаемой продукции, осуществление комиссионных, агентских, брокерских, лизинговых и консигнационных операций; проведение эффективных импортно-экспортных операций (самостоятельно или на договорной основе через посредников), получение необходимых лицензий и квот;

- создание системы страхования коммерческих рисков, специальных стабилизационных фондов для оказания временной финансовой помощи в форме прямых дотаций, субсидирования, льготных ссуд, гарантий по кредитам, предоставления возвратных кредитов под низкий процент (в случаях доказанной необходимости и целесообразности после соответствующей экспертизы);

- формирование единой методологии проводимой на предприятиях региона конверсии, создание необходимых условий для эффективного использования их научно-технического и промышленного потенциала в целях переориентации оборонного профиля на развитие наукоемкого производства, высоких технологий, увеличение объемов выпуска гражданской продукции и товаров народного потребления.

На основе социально-экономической программы комплексного развития региона для каждого отдельного проекта (подпрограммы) должны быть составлены деловые предложения для иностранных инвесторов.

Деловые предложения в соответствии с требованиями зарубежных инвесторов составляются на бланке организации или предприятия, ассоциации предприятий или акционерного общества, коммерческой фирмы, которые участвуют в реализации программы комплексного развития региона. Они содержат следующие обязательные разделы: название проекта с краткой характеристикой конечного результата его реализации; местонахождение организации и ее характеристика, необходимое финансирование (в СКВ); общие описания проекта, в котором отражаются важнейшие материальные и финансовые ресурсы, которые имеются для ведения хозяйственных мероприятий, в том числе отводимые на предпринимательские сделки по обслуживанию проекта; демографические особенности региона или района, в котором будет реализовываться проект (в дополнение к общедемографическим данным должны быть приведены данные об истории формирования рабочей силы и ее квалификации, об уровне занятости и краткие сведения о том вкладе в изменение демографии региона, который внесет реализация данного проекта); особенности реализации проекта. В этом разделе кратко должны быть описаны временные, материальные и трудовые условия осуществления проекта.

Ряд международных организаций способствует становлению рыночных структур в нашей стране, осуществляя техническое содействие, подготовку кадров, консультационные услуги, предоставляя кредиты и т.д. Среди них - учреждения ООН, Европейского союза, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др. Каждая из этих организаций предъявляет к потенциальным партнерам определенные требования, о которых российская сторона должна иметь представление.

Специалисты ЕБРР из 12 областей России выбрали Смоленскую область для привлечения иностранных инвесторов. Основной причиной выбора этой области послужил успешный ход в ней экономических реформ, а также готовность ряда предприятий к иностранным инвестициям и внедрению передовых технологий. Намечено два основных направления работы Банка: организация рынка ценных бумаг путем проведения чековых аукционов и подбор иностранных генеральных инвесторов для ряда отраслей экономики и предприятий области.

В предстоящие годы в качестве приоритетных задач региональной политики являются:

• формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Федерации и органами местного самоуправления по вопросам собственности, а также по принятию управленческих решений прежде всего в области эксплуатации природных ресурсов, внешнеэкономической деятельности и др.;

• совершенствование правовых основ и практики взаимодействия федеральных органов власти с субъектами РФ, хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления по экономическим и социальным вопросам;

• укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;

• сглаживание объективно сложившихся межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки, в том числе через федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

• осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

• жизнеобеспечение зон и регионов с особо сложными условиями хозяйствования;

• государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;

• поддержка районов экологического бедствия, зон со сложными демографическими и миграционными проблемами, отсталых районов;

• оказание помощи районам, пострадавшим от экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий и радиоактивного загрязнения;

• использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации, ее развития и принимаемых мер по государственному регулированию транспортных тарифов;

• обеспечение принципов единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы на всей территории РФ.

Для «сильных» регионов экономическая политика должна означать поддержку центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих экономику регионов и страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.

Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать в себя участие центра в программах по структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществления программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.