logo search
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

8.1. Оценка хозяйственных средств в балансе и текущем учёте, её принципы и значение. Виды оценок.

В связи с многообразием хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственных операций в бухгалтерском учёте возникает необходимость выработки обобщающих показателей, которые позволили бы сопоставить и свести в единый баланс такие разнородные объекты бухгалтерского учёта, как основные средства, материалы, товары, готовую продукцию, кредиторскую задолженность, займы и др.

Эта задача может быть решена только путём использования денежных измерителей при оценке имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Оценка представляет собой способ стоимостного измерения имущества, обязательств и хозяйственных операций и их отражения в денежных измерителях.

Общие правила (методы) оценки объектов бухгалтерского учёта регламентируются Федеральным законом « О бухгалтерском учёте».

Оценка объектов бухгалтерского учёта при их принятии к учёту зависит от способов поступления этих объектов в организацию.

В зависимости от способа поступления имущества в организацию его оценка может производиться одним из следующих методов:

- при приобретении имущества за плату у других юридических и/или физических лиц его оценка осуществляется путём суммирования фактически произведённых затрат на его покупку (приобретение);

- при создании (изготовлении) имущества силами самой организации и/или сторонних организаций его оценка осуществляется по стоимости изготовления (фактическим затратам, связанным с производством данного объекта имущества);

- при безвозмездном получении имущества от других юридических и/или физических лиц его оценка осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учёту;

- при получении имущества в счёт вклада в уставный капитал организации от других юридических и/или физических лиц его оценкой признаётся денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации;

- при получении имущества в обмен на другое имущество (ценности) его оценка осуществляется по стоимости переданных или подлежащих передачи ценностей.

В состав фактически произведённых затрат могут входить:

- затраты на приобретение самого объекта имущества, т.е. суммы, уплачиваемые поставщикам (продавцам);

- уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении имущества коммерческому кредиту;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением имущества;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретается имущество;

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением имущества;

- затраты на транспортировку, хранение и доставку имущества, осуществляемые силами сторонних организаций;

- затраты по доведению имущества до состояния, в котором оно пригодно к использованию в запланированных целях;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением имущества.

В бухгалтерской отчётности имущество организации, как правило, отражается по первоначальной или фактической себестоимости, т.е. по сумме затрат организации на момент его приобретения или создания (изготовления). Исключение составляют основные средства, нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности, которые принимаются к учёту по первоначальной стоимости, а в бухгалтерской отчётности отражаются по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость объекта за вычетом сумм накопленной амортизации.