logo search
Экономика инновационные подходы -

Глава 13. Прогнозирование региональных экономических систем

Разработка и реализация среднесрочной программы на 1996-2000 гг. дают возможность стабилизировать экономику Чувашской Республики, как любого другого региона, и создать условия для устойчивого ее роста в долгосрочной перспективе. На стадии разработки такой программы основополагающими принципами являлись: реалистическая оценка ситуации в экономике и характер сложившихся тенденций; определение принципов построения программы, ее целей и приоритетов на среднесрочную перспективу; установление в среднесрочной перспективе важнейших этапов реализации намеченного курса; согласование мер, включенных в программу, с другими инструментами социально-экономической политики.

К началу радикальных экономических реформ экономика Чувашии была отягощена комплексом сложных социальных, экономических и технологических проблем, явившихся непосредственным результатом функционирования прежней системы. К наиболее существенным из них относятся: предельно низкий уровень развития потребительского сектора экономики; значительное отставание от мирового уровня технических показателей и качества выпускаемой в республике продукции; исключительно высокая степень монополизации производства значительной части продукции производственно-технического назначения; широкие и достаточно жесткие кооперационные связи между хозяйственными субъектами (в том числе оказывающимися за пределами территории России); ориентация на значительные объемы привозного сырья (в том числе производимого теперь за пределами России); ориентация существенных по объему производственных мощностей на производство продукции оборонного назначения; преобладание государственной собственности во всех без исключения сферах хозяйственной деятельности.

На старте экономических реформ перед экономикой республики стояли проблемы восстановления производства, структурно-экономической перестройки, формирования рыночных институтов, развитие предпринимательства.

Реформы, осуществленные в экономике начиная с 1992 г., заложили основы ее трансформации в рыночную. В 1992-1993 гг. акцент в реализации экономических реформ был сделан на либерализацию цен и экономических отношений, а также на институциональные преобразования. Исходной посылкой данного этапа реформ являлось предположение, что быстрое создание значительного слоя собственников, институтов, соответствующих рыночному типу хозяйствования, сформирует необходимые предпосылки саморазвития экономической системы. Ужесточение бюджетных ограничений для предприятий, сокращение государственных расходов и дотаций определялись в качестве стимулов для активизации процесса приватизации и преобразований в сельском хозяйстве. Структурная перестройка связывалась главным образом с процессами селекции неэффективных предприятий на основе "естественных" рыночных критериев и применением закона о банкротстве.

Опыт экономического развития 1992-1993 гг. показал, что предлагаемая в рамках либерализации экономическая политика, не учитывающая специфики стартовых условий структурных, технологических и социальных характеристик экономики, не может быть реализована последовательно, с присущим ей уровнем жесткости. В этой связи правительство вынуждено постоянно корректировать свои действия, адаптируясь к реальным экономическим условиям.

Поэтому главными направлениями адаптации в 1994-1995 гг. стали снижение уровня жесткости финансовой политики, торможение дальнейшей либерализации цен, сохранение значительной финансовой поддержки ряда отраслей и предприятий, замедление институциональных преобразований. Анализ происходящих процессов свидетельствует об ориентации правительства на решение текущих вопросов. Правительство и население интуитивно изменили курс проведения реформ на стратегию выживания.

В республике сложились положительные тенденции социально-экономических преобразований, к которым можно отнести: усиление индивидуальных личностных начал, имеющих в качестве своей материальной основы частную собственность; нарастание коллективистских начал, выражающееся в развитии местного самоуправления, муниципальной собственности, а также создание пенсионных, страховых фондов и других институтов гражданского общества; сохранение стабильной политической ситуации; формирование более активной позиции республиканским правительством в направлении обеспечения стабилизации экономики и развития предпринимательства с помощью налогового, бюджетного и финансово-кредитного механизмов; уменьшение дотационной зависимости республики от Российской Федерации.

Имеются и благоприятные предпосылки для подъема экономики Чувашии, к которым необходимо отнести: благоприятное географическое положение и удовлетворительные климатические условия; возможности для развития эффективного аграрного сектора; квалифицированные, трудолюбивые и относительно избыточные трудовые ресурсы; науко- и трудоемкую структуру промышленного производства; высокоразвитый строительный комплекс, обладающий большим потенциалом; хорошо развитую транспортную сеть; наличие заделов в прикладной науке.

Таков общий фон, на основе которого должна разрабатываться и корректироваться современная стратегия социально-экономических преобразований. Основными параметрами конечной цели реформирования экономики, требующими конкретизации по отдельным этапам и срокам, являются следующие: ориентация экономики республики на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни; формирование высокоэффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной экономики, сочетающей механизмы рыночного саморегулирования с активным государственным воздействием на экономические и социальные процессы, сочетание и взаимодействие различных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию трудовой и предпринимательской активности; учет глобальных мировых тенденций, а также опыта стран и регионов, добившихся скачка в социально-экономическом развитии в сочетании с традициями и социокультурными особенностями народов, населяющих Чувашскую Республику.

Среднесрочная программа рассматривается долговременной экономической стратегией. Поэтому ее содержание, задачи, практические меры ориентированы на достижение конечных целей и рассматриваются как этапы на пути их достижения.

Достижение конечных целей требует достаточно длительного времени. В укрупненном виде можно выделить три этапа.

Первый ( 1999-2000 гг.) - необходим для остановки спада производства и создания предпосылок для последующего подъема, сокращения производственного аппарата в важнейших отраслях экономики, поддержки конкурентоспособных производств, ориентации на политику ресурсосбережения, устранения кризиса неплатежей, достижения зримых социально значимых результатов, недопущения углубления социального расслоения общества и деградации его духовных и нравственных ценностей. Для решения этих задач потребуется активное государственное регулирование экономических и социальных процессов.

На первом этапе предполагается концентрация усилий для: реализации активной структурной политики, призванной вывести экономику республики на осуществление курса социально ориентированного и ресурсосберегающего экономического роста; создания экономического механизма, нацеленного на поощрение деловой и инвестиционной активности, повышения эффективности использования ресурсного потенциала республики; обеспечения государственной поддержки реального сектора в целях достижения стабилизации и последующего экономического роста; создания современных институциональных основ современной рыночной экономики, ее развитой инфраструктуры; реализации активной социальной политики, направленной на предотвращение падения уровня и качества жизни населения, а также роста безработицы.

Второй (2001-2002 гг.) - может быть охарактеризован как этап оживления и подъема экономики республики. На этом этапе обеспечивается 2-4-процентный рост экономики Чувашской Республики. Предусматривается углубленное решение вопросов первого этапа, а также закладываются основы для реализации нормативного образа экономики республики, особенно в части характеристик уровня и образа жизни населения. В качестве первого приближения могут служить следующие ориентиры: 1. Достижение рациональных норм потребления основных продуктов питания. 2. Ежегодный ввод жилья в соотношении 1 кв.м на 1 человека. 3. Собственный легковой автомобиль у более 2/3 семей. 4. Обеспечение телефонной связью подавляющей части населения республики. 5. Достижение обеспеченности жильем уровня стран с высоким доходом населения (35 кв. м на 1 чел.). 6. Введение нормативного регулирования экологической обстановки в республике вплоть до остановки загрязняющих предприятий или движения автотранспорта. Ориентация реального сектора на интенсификацию и ресурсосбережение.

Третий этап (начинается с 2003 г.) характеризуется устойчивым и динамичным развитием экономики республики. Ежегодные темпы развития производства - 5% и более, быстрое развитие сферы услуг, особенно социально значимых (здравоохранения, образования, культуры, в том числе физической). Занятие активной позиции и достойного места на всероссийском и мировом рынках товаров и услуг.

Стратегической целью проводимых реформ должна стать забота о благосостоянии народа Чувашской Республики. Однако реалистическая оценка современной ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы на заметный рост уровня и качества жизни. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности населения и создание механизма социальной адаптации населения. Особое значение имеет формирование сетки социальной безопасности, в основу которой должны быть положены социальные нормативы. Социальные нормативы - это научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе, а под сеткой социальной безопасности понимают те программы, которые предоставляют материальную помощь нуждающимся гражданам - пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца, пособия для безработных и больных, другие формы страхования и социальной помощи бедным.

Интегральным социальным нормативом выступает потребительский бюджет, суммирующий нормативы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального и экономического развития республики минимальный потребительский бюджет необходим для обоснования: минимально допустимого уровня потребления различных социально-демографических групп населения; объемов и ресурсов для удовлетворения основных жизненно необходимых потребностей населения; минимальных размеров оплаты труда, пособий, компенсаций, дотаций; конкретных программ и мероприятий в области социальной защиты населения.

В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к устранению причин бедности, обусловленных институциональным построением государственной системы распределения доходов. В связи с этим предлагаются: постепенное приближение минимального размера оплаты труда к величине минимального потребительского бюджета; поэтапное приближение низких ставок Единой тарифной системы к условиям проживания в регионе; индексирование пособий по безработице; освобождение от обложения налогами доходов на уровне прожиточного минимума; увеличение размеров пособий на детей для наиболее социально слабо защищенных категорий населения.

В то же время нетрудоспособная или попавшая в неблагоприятную жизненную среду часть населения должна получить право на временную, конкретно-адресную социальную помощь с проверкой доходов от государственных территориальных органов социальной защиты по заявлению трудящегося. Эта помощь должна оказываться в разных формах, денежной, натуральной, в форме обслуживания, консультирования, психологической реабилитации, переподготовки и прочее.

Политическая жизнеспособность рыночной экономики и рыночных преобразований в республике в значительной мере зависит от скорости разработки и реализации программ социальной помощи и социальной безопасности населения. В этой связи действия в области социальной поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения должны быть определены государственной Программой социальной безопасности и социальной защиты населения Чувашской Республики. В целях ее реализации необходимы правовое обеспечение и государственная поддержка в создании специализированных центров социальной работы с населением негосударственных пенсионных фондов. Государство при реализации функции социальной защиты не может и не должно становиться центром раздачи помощи тем, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума. В своей законотворческой, организационной и финансово-экономической деятельности оно призвано содействовать повышению основных доходов населения.

Тенденции увеличения безработицы необходимо противопоставить экономические программы инвестирования и активные методы политики занятости - поддержка рабочих мест, обучение и переобучение работников, предотвращение массовых увольнений. Важно также выделить приоритетную группу населения среди социально слабых слоев с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда: молодежь, женщины, лица предпенсионного возраста.

Особое значение в политике на рынке труда имеет поощрение самозанятости и малого предпринимательства. В этой связи необходимы следующие меры: законодательные основы развития арендных (лизинговых) отношений; внутрифирменного предпринимательства; введение заявительного порядка его регистрации; выполнение государственных программ поддержки предпринимательства; предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита для поддержки предпринимательства в приоритетных областях; создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов.

В сфере производственных отношений важное значение приобретают социальное обустройство трудовых взаимосвязей между формирующимися частным предпринимателем и наемным рабочим, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание системы аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В области политики доходов первостепенной задачей является ликвидация задолженности государства и предприятий по заработной плате. Целесообразно освободить от налогов фонды потребления в части средств, направляемых на расширение объемов производства, снижения цен на продукцию. В составе доходов населения необходимо повысить роль заработной платы как легального вознаграждения за труд по найму. Механизм нормативной зависимости пересмотра ставок и окладов в бюджетной сфере и на казенных предприятиях должен основываться на росте средней заработной платы в народном хозяйстве, а периодичность пересмотра - на темпах инфляции, превышающих среднемесячный прогнозируемый правительством на соответствующий год, а при относительном сохранении соотношения прогнозных и фактических темпов - ежеквартально.

В целом альтернатива в государственной политике доходов ясна: либо государство создает условия для экономической инициативы населения, либо все большая его часть становится объектом социальной благотворительности.

Возрастающее социальное расслоение населения не должно стать социальной пропастью. В этой связи сближения различий в доходах необходимо добиваться путем достижения достаточного уровня жизни для всех. Поэтому необходима разработка поэтапной программы приближения минимальной заработной платы, пенсий, пособий к величине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. В то же время актуальными являются упрочение позиций среднего класса, качественный рост уровня жизни этой группы населения с тем, чтобы сохранить мотивации к труду у вступающих во "взрослую" жизнь граждан и лиц, активно не ищущих работу.

Уменьшения расслоения населения можно достичь поддержкой бесплатного качественного образования для всех, использованием средств медицинского страхования на лекарства и протезы, регулированием цен и поступлением товаров на обычный неэлитарный рынок, стимулированием личных сбережений массового вкладчика.

Важнейшее направление социальной политики - развитие здравоохранения в республике. Основной задачей среднесрочной программы является удовлетворение потребностей населения в условиях становления и развития бюджетно-страховой системы здравоохранения. Целью поэтапной реорганизации системы здравоохранения должно быть повышение эффективности и качества его функционирования, бесплатное медицинское обслуживание на установленном государственном уровне обеспечено для всех групп и слоев населения. Платные формы здравоохранения должны развиваться параллельно с государственным бесплатным, но не взамен его и не на его базе.

Целесообразно создать специальный государственный фонд для закупки самых необходимых лекарств, медицинского оборудования и поддержания должного уровня санитарно-технического обеспечения населенных пунктов.

В этой связи приоритетными направлениями развития здравоохранения в республике являются: повышение качества кадрового потенциала; строительство и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения и улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; обеспечение социальной и медицинской безопасности материнства; повышение оперативности и качества скорой и неотложной медицинской помощи населения; лекарственное обеспечение населения и развитие фармацевтической промышленности; восстановление функционирования санитарно-курортных и оздоровительных учреждений; совершенствование врачебной помощи населению; формирование здорового образа жизни населения, повышение медицинской грамотности различных слоев населения.

Основным направлением социальной политики в сфере образования является сохранение бесплатными основных видов образования: общего, среднего и высшего - путем финансирования из государственного бюджета. Развитие различных форм платного образования на всех уровнях должно происходить при соответствующем контроле со стороны государства и не в ущерб бесплатному.

Важнейшими задачами среднесрочной программы в области образования являются: обеспечение условий для опережающего развития образования, укрепления связей и взаимодействий образования, науки и культуры; развитие системы непрерывного образования, семейного образования и образования на производстве; обеспечение открытости отечественного образования, его вхождение в мировое образовательное пространство, мировой рынок образовательных услуг; создание отечественного рынка образовательных услуг путем усиления конкурентных механизмов развития образования; переход на новые экономические механизмы ресурсного обеспечения; обеспечение гуманистической направленности и усиление региональной компоненты образования; достижение опережающего реагирования на потребности быстро меняющейся структуры экономики, развития производств с высокой технологией и обеспечение их высококвалифицированными специалистами; углубление инженерно-экономической и юридической подготовки в высших учебных заведениях республики.

Необходимо предусмотреть разработку и внедрение целевых программ по приоритетным направлениям: "Национальная школа", "Одаренные дети Чувашии", "Подготовка кадров для системы образования", "Маркетинг образовательных услуг", "Подготовка инженерно-экономических кадров", "Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации", "Внешкольное воспитание подрастающего поколения" и другие. Создание новых социально-экономических механизмов развития образования призвано обеспечить подлинную автономию образовательным учреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и перспективам становления в республике обновленного общества.

В области культуры приоритетными направлениями программы являются: обеспечение государственных гарантий для сохранения и развития культуры чувашского народа и других национальностей, населяющих территорию Чувашской Республики; сохранение историко-культурного наследия Чувашской Республики; обеспечение равного доступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка, возрождение традиций и художественных промыслов народов республики; формирование нравственных критериев обновляющегося общества; развитие и обеспечение функционирования республиканской системы высшего и среднего специального образования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурных потребностей и интересов чувашского населения, проживающего за пределами республики; развитие информационного обеспечения культуры и искусства.

Основной задачей в сфере физической культуры и спорта являются приостановление распада массовой физической культуры населения и создание необходимых условий для использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в целях оздоровления населения и формирования здорового образа жизни.

На данном этапе необходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусства через предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности, меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов. Основная доля ресурсного обеспечения этой сферы должна ложиться на государство.

Поэтапное осуществление жилищной реформы предполагает: установление на республиканском уровне минимально допустимых жилищных условий (отдельно для города и села), но не ниже аналогичных показателей в Российской Федерации, которые будут лежать в основе предоставления бесплатного жилья, государственных субсидий, льготных ипотечных кредитов; расширение строительства частного жилья за счет предоставления льготных кредитов, земли, создания механизма ипотеки, широких муниципальных займов, используемых для строительства и покупки жилища; рационализацию налогообложения, стимулирующего вложение средств в жилищное строительство.

Центральное место в экономической политике республики должны занимать производство, его структурная и инвестиционная перестройка, создание условий для развития эффективных производств и инвестиционной деятельности. С этой целью необходимы: выделение по принципу выборочной стратегии тех звеньев производства в экономике республики, в которых накоплен ценный потенциал и имеются наилучшие перспективы расширения своей "ниши" на всероссийском и мировом рынках; разработка и реализация программ организационно-технологического обновления отраслей, определяющих экономический потенциал республики; поддержание наиболее важных отраслей, определяющих судьбу генофонда нации и создающих научно-технические и кадровые предпосылки для динамичных изменений в структуре экономики республики - здравоохранения, образования, науки и культуры. В этой связи необходима ориентация кредитно-денежной системы на материальное производство. Этой же цели должны быть подчинены ценовой и налогово-бюджетный механизмы.

Возможны два разных сценария социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу. Первый - ориентирован на продолжение курса реформ 1992-1995 гг., в основе которого лежат умеренная кредитно-денежная политика, сохранение режима либерализации цен, "либерализация" управления государственной собственностью и внешнеэкономической деятельностью. При реализации этого сценария предполагается сохранение тенденций, сформировавшихся в предыдущий период: общего спада производства практически во всех отраслях экономики при снижающихся его темпах; кризиса сбыта, усиливающегося платежным кредитом; снижения инвестиционной активности; массовой остановки предприятий или значительных размеров незагруженности производственных мощностей; ухудшения демографической обстановки; снижения потребления населением основных продуктов питания, ухудшения здоровья.

Второй предусматривает следующие основные мероприятия: повышение управляемости государственным имуществом; структурную перестройку в сторону развития отраслей и производств с повышенным спросом на производимую ими продукцию; поддержание платежеспособного спроса, в том числе за счет государственных закупок, гарантий по кредитам; ослабление ресурсных ограничений и прежде всего за счет центральных государственных усилий; проведение институциональных преобразований, направленных на развитие рынка ценных бумаг, решение проблемы неплатежей; создание механизма и структур реальной поддержки предпринимательства, особенно в сфере материального производства. Такие изменения вызовут повышение эффективности производства, будут способствовать росту инвестиционной активности и развитию рынка ценных бумаг, существенно ослабят платежный кризис.

Основными целями структурной политики являются: расширение потребительского сектора экономики и обеспечение на этой основе снижения ресурсоемкости экономики республики; развитие производств, ориентированных на переработку продукции сельского хозяйства и местное сырье; стимулирование развития отраслей и предприятий с трудоемким и наукоемким характером производства; подключение оборотного машиностроения к задачам структурной перестройки экономики и развитие предпринимательства в республике. Важно то, что государство и органы управления республики не в состоянии самостоятельно решать задачи структурной перестройки экономики. Необходимо создать условия для проявления инициативы и самоорганизации не только предприятий всех форм собственности, но и финансово-кредитных институтов, различных фондов и широких слоев населения.

Государственная инвестиционная политика должна быть направлена на ускорение процесса возрождения инвестиционной активности. В этой связи условиями оживления инвестиционной активности являются: снижение масштабов платежного кризиса; сближение процентных ставок за кредит и нормативов рентабельности отраслей экономики; стимулирование перелива капитала из сферы "коротких" денег в производство и недвижимость; увеличение "привлекательности" рынка ценных бумаг; вложение на начальном этапе частного капитала в отрасли и производства, не требующие больших стартовых объемов капитала и характеризующиеся относительно коротким сроком окупаемости вложенных средств. Это создает необходимые "стартовые" условия для последующих вложений.

Важнейшее направление государственной инвестиционной политики -поддержка процесса перелива капитала из торгово-посреднической и спекулятивной сфер в реальный сектор экономики и развитие услуг. В целях реализации этого необходимо: развить институт государственных гарантий под финансирование инвестиционных проектов; использовать часть бюджетных ресурсов для совместного с негосударственными инвесторами финансирования производственных проектов; способствовать росту инвестирования сбережений населения, для чего повысить степень гарантированное вкладов на основе контроля за достоверностью и доступностью информации о финансовом состоянии банковских и других финансовых структур; обеспечить ввод системы страхования вкладов государством; создать условия для повышения процента по вкладам до уровня, большего на 3-5 % среднемесячного темпа инфляции.

Политика республики по привлечению иностранных инвестиций призвана обеспечить решение следующих задач: стабилизации хозяйственного и финансового положения; привлечения инвестиционных ресурсов для структурной перестройки экономики, подъема отраслей и предприятий потребительского сектора, развития новых, технологически передовых производств; создания эффективных хозяйственных единиц; осуществления модернизации и реконструкции в "традиционных" отраслях экономики.

Эти задачи можно реализовать либо с помощью получения кредитов, либо путем притока иностранных инвестиций в форме прямых вложений в производственные сферы. Второе направление наиболее перспективно и эффективно. В основу привлечения иностранного капитала необходимо положить следующие конкурентные преимущества республики: дешевую рабочую силу в сочетании с достаточным уровнем квалификации; значительные масштабы накопленных основных фондов, облегчающих адаптацию западного оборудования среднего уровня; наличие существенных заделов по ряду направлений НИОКР и уникальных технологий в ряде секторов промышленности; существование производств (химических, оборонных), привлекательных для иностранных инвесторов.

В этой связи необходимо установить режим благоприятствования для иностранных инвестиций, предполагающий: создание равных стартовых условий для отечественного и иностранного капиталов; стимулирование инвестиций в приоритетные с позиции программы развития экономики отрасли и производства; развитие институциональной структуры, осуществляющей привлечение, консультирование, защиту иностранного капитала и оперативное оформление сделок "под ключ". В то же время необходимо сознавать, что иностранные инвестиции не могут существенно влиять на оживление иностранного капитала в республике. Иностранный капитал является лишь индикатором интереса, "компасом" и фактором стимулирования внутренних источников инвестирования в отдельные производства и отрасли экономики.

Активность инвестиционной политики в республике в значительной мере зависит от степени задействования внутренних источников инвестиций. На I этапе (1999-2000 гг.) основная роль принадлежит традиционным источникам инвестирования - бюджетным ресурсам федерального и местного уровней и собственным средствам предприятий. Однако наряду с прямым бюджетным финансированием капитального строительства (и все более на конкурентной основе) происходит расширение косвенных его методов, создание стимулов для развития привлеченных средств (внебюджетных фондов, финансовых институтов) и собственных средств предприятий.

На II этапе (2001-2002 гг.) крайне важно смещение источников финансирования в сторону долгосрочных кредитов коммерческих банков, средств от эмиссии ценных бумаг предприятий, вложений финансовых институтов в совместные долгосрочные проекты, средств индивидуальных застройщиков, но и на данном этапе на долю традиционных источников будет приходиться около 75% всех капитальных вложений (табл.21). Централизованные капитальные вложения будут снижаться при усилении их целевого характера. Доля заемных, привлеченных средств, а также инвестиционных фондов будет увеличиваться при создании необходимых стимулов и осуществлении институциональных преобразований.

Таблица 21