3. Благо и товар
При натуральном типе хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, а при товарных отношениях — товар. Благо — более широкое понятие, чем товар, это всё, что удовлетворяет потребности человека. А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй — как «средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Русский экономист А. К. Шторх говорил, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами». К. Менгер подчеркивает, что предмет становится благом тогда, когда его способность удовлетворять какую-либо потребность осознана человеком. Таким образом,благо представляет собой предмет, субстанцию, действие, в котором человек испытывает нужду, потребность.
Кроме благ жизненно необходимых — воздух, вода, пища, одежда, жилище — человеку требуется множество дополнительных благ: образование и здравоохранение, транспорт и связь, книги и сфера досуга, бытовое обслуживание и многое другое. В неоклассической теории разграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграничения является понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим — если является редким, то есть если потребность в нём превышает доступное распоряжению количество блага. Одно и то же благо в разных условиях может быть экономическим и неэкономическим, например, вода в той или иной местности. Неоклассики считают, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Классификацию экономических благ (товаров) можно представить следующим образом:
долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);
взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут относиться не только потребительские товары, но и производственные ресурсы);
взаимодополняемые блага (комплементы);
настоящие;
будущие;
прямые (потребительские);
косвенные (производственного назначения),
индивидуального потребления (личные или частные),
- общественного потребления (общие или общественные).
Две последние группы в данной классификации различаются
по двум критериям: характер потребления и возможность исключения блага из процесса потребления. Если потребителю может быть легко отказано в потреблении данного блага — это благо индивидуального потребления, если невозможно исключить кого-либо из числа потребителей данного блага, то это благо общественного потребления.
Личные блага, пригодные только для индивидуального потребления, делимы, то есть достаточно малы, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Принцип исключения из числа их потребителей состоит в следующем: те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают товар, а те, кто не в состоянии или не желает платить, исключаются из числа потребителей данного блага. Примером товаров такого рода являются, в частности, порционные блюда, индивидуальный пошив одежды.
Общие блага могут потребляться совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их в количественном и качественном отношении. Блага общественного пользования неделимы, ограничить число их пользователей невозможно, и такое ограничение нежелательно для общества. Выгоды от их потребления достаются обществу, производящему данные блага. К ним, например, относятся теле- или радиовещание, маяк, оборона, пожарные команды. Количество потребителей общих благ не снижает их качество.
Некоторые блага не могут быть классифицированы столь же четко. Например, можно ввести входную плату (и таким образом исключить из потребления) на место проведения праздничного фейерверка, но и за пределами его люди смогут наблюдать бесплатно это зрелище.
Ряд благ не может быть отнесён к товарам чисто общего потребления, например, общественный транспорт, дороги. При большом числе совместных пользователей относительно вместимости транспортной единицы качество и количество такого товара заметно уменьшается. Вообще большинство товаров занимает промежуточное положение между благами индивидуального и совместного потребления.
Природа блага — индивидуального или общественного — определяет желание потребителя платить за него, а отсюда — желание производителей его производить. Блага личного пользования поставляются через механизм товарного производства, рынок, а блага общего пользования, потребляемые одновременно многими людьми, исключение которых из группы потребителей затруднено, не привлекают самостоятельных производителей, поэтому их производство регулируется государством. Число таких благ, потребление которых бесплатно обеспечивается государством, на современном этапе развития экономики растет(например, начальное образование, медицинское обслуживание, пособие по безработице). Это объясняется потребностями общественного развития. Так, образование, представляющее несомненную личную ценность, в рыночной экономике считалось индивидуально потребляемым благом и обладало свойствами исключения из потребления, так как оплачивалось потребителем. Но понимание того, что общество в целом выигрывает от повышения образовательного уровня каждого своего члена, способствовало переводу этого блага в группу общих, то есть производимых или субсидируемых государством.
Согласно экономической теории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например, воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведено трудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обмена или никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также не считается товаром. Товар — это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.
Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость (меновая стоимость). Эти свойства товара рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара — это способность удовлетворять потребности человека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдёт покупателя, то есть не станет товаром. Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ, как полезность. Полезность — это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то же благо может быть полезно человеку разными своими сторонами, например, зерно пшеницы может быть использовано для посева, как корм для скота, как сырье для производства муки или спирта и т.д. Полезность благ меняется под воздействием научно-технического прогресса, например, каменный уголь первоначально использовался как топливо, затем в металлургии, позже — в химической промышленности для получения всё новых продуктов. Поэтому потребительная стоимость товара изменчивая, но в то же время вечная категория, так как она образует вещественное содержание богатства общества, характеризует товар с качественной стороны.
Чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвёл, а для других, то есть обладать общественной потребительной стоимостью. Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителю неизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природа потребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы её обнаружить, товар должен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (деньги) называется стоимостью (меновой стоимостью). Это свойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаров приравниваться друг к другу.
- Содержание:
- 2. Основные этапы развития экономической мысли
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Экономические категории и законы
- 6. Экономическая стратегия и экономическая политика
- Глава 2. Общественное производство и экономическая система общества
- 1. Производство и его основные элементы
- 2. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения
- 3. Стадии общественного производства
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- 5. Понятие экономической системы общества
- Глава 3. Отношения собственности в экономической системе
- 1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»
- 2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Многообразие форм собственности
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- Раздел іі. Основы рыночной экономики
- Глава 4. Товарное производство
- 1. Формы и типы общественного хозяйства
- 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
- 3. Благо и товар
- 4. Теории стоимости товара
- 5. Деньги
- 6. Цена
- Глава 5. Рынок
- 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
- 2. Структура и типы рынков
- 3. Инфраструктура рыночной экономики
- 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
- Глава 6. Спрос и предложение
- 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
- 2. Предложение и его функции
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
- Глава 7. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция и ее методы
- 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
- 3. Экономическая монополия и ее формы
- 4. Антимонопольное регулирование
- Глава 8. Теории потребительского поведения
- 1. Экономическое потребление
- 2. Граница производственных возможностей
- 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
- 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
- Раздел III. Теория микроэкономики
- Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
- 3. Особенности предпринимательства в России
- Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
- 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
- 2. Многообразие форм предприятий
- 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
- Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
- 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
- 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
- 3. Концепция и основные задачи логистики
- 4. Сущность и содержание маркетинга
- Определения маркетинга
- 5. Маркетинг как рыночная концепция
- Глава 12. Теория производства и производственная функция
- 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
- 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
- 3. Изокванты
- 4. Производство с одним переменным фактором
- 5. Замещаемость производственных факторов
- 6. Прямая равных издержек (изокоста)
- 7. Производство с двумя переменными факторами
- Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
- 1. Определение издержек производства
- 2. Виды издержек
- Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
- 3. Эффект масштаба производства
- 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
- Глава 14. Рынки факторов производства
- 1. Рынок труда и заработная плата
- 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
- Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
- 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
- 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
- 3. Основные и оборотные фонды, их структура
- 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
- 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
- Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
- 1. Аграрные отношения и их специфика.
- 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
- 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
- Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
- Раздел IV. Теория макроэкономики
- Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
- 1. Определение национальной экономики
- 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
- 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
- 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
- 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
- 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
- Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
- 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Глава 19. Макроэкономическое равновесие
- 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
- 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
- 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
- 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
- Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
- 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 2. Экономический рост
- 3. Безработица: сущность, причины и формы
- 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
- Глава 21. Закономерности денежного обращения
- 1. Понятие денежного обращения
- 2. Законы денежного обращения
- 3. Денежная система и ее элементы
- 4. Структура денежной массы и ее показатели
- Денежная масса в Российской Федерации в 1997—2001 гг.1
- 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
- Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система государства и её субъекты
- 3. Концепции финансов государства
- 4. Государственный бюджет
- 5. Кредит: принципы, функции, формы
- 6. Банки и современная банковская система
- 7. Государственный долг
- 8. Страховая деятельность
- 9. Рынок ценных бумаг
- Глава 23. Налоги и налоговая система
- 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Субъекты налоговых отношений
- 4. Налоговая система Российской Федерации
- 5. Налоговая политика
- Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
- 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
- 2. Экономические функции государства
- 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
- 4. Экономическая политика государства
- Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
- 1. Общая модель смешанной экономики
- 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- 3. Функциональное строение совокупного спроса
- 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
- Раздел V. Проблемы переходной экономики
- Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
- 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
- 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
- 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
- Глава 27. Трансформация отношений собственности
- 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
- 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
- Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
- Глава 28. Мировое хозяйство
- 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
- 2. Классификация стран
- 3. Теории мирохозяйственных связей
- 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
- 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
- 7. Интеграция России в мировое хозяйство
- Глава 29. Глобализация экономических отношений
- 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
- 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
- 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
- Раздел VII. Из истории экономических учений
- Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
- 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
- 2. Меркантилизм — первая научная экономическая система
- 3. Возникновение классической школы
- 4. Теоретические основы марксизма
- Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
- 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
- 2. Неоклассическое направление экономической мысли
- 3. Институционализм и неоинституционализм
- 4. Кейнсианство
- 5. Неолиберальные концепции
- 6. Монетаризм
- Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 2. Основные направления развития политэкономии социализма
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
- 1. Особенности развития экономической мысли в России
- 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов