Региональная структура банковской системы на 01.05.97 г.,%
Существуют факторы, сдерживающие развитие финансово-промышленных групп: недостаточная заинтересованность коммерческих банков в заключении союза с промышленностью, вложения в которую менее выгодны, чем игра на финансовом рынке с государственными ценными бумагами; боязнь монополизма; общая социальная ситуация в стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение.
До 90% всех своих текущих сбережений россияне предпочитают использовать для покупки валюты, что является свидетельством сохраняющейся «долларизации» российской экономики. Во вклады в банках и ценные бумаги граждане России направляют всего 3% своих накоплений. Общепризнано, что на накопление в среднем человек направляет от 3 до 5% свободных средств. Сейчас функция накопления через банковский вклад кончилась, сейчас вклады в банк выполняют только функцию сбережения.
С 1991 г. число регистрируемых преступлений в банковско-кредитной сфере возросло в 45 раз. В 1996 г. в банковской системе России зарегистрировано 8578 преступлений, из них 5075 хищений чужого имущества. Наибольшее количество преступлений было зарегистрировано в системе коммерческих банков – 1972. В последнее время появились новые способы их совершения: преступления с фиктивными банковскими гарантиями; поддельными приказами арбитражных судов о списании денежных средств, векселями.
Готовность России создать стабильную и надежную банковскую систему, соответствующую требованиям рыночной экономики и соответствующую интересам клиентов и вкладчиков банков, подтверждается присоединением ее к международным стандартам, изложенным в «Базельских основополагающих принципах эффективного банковского надзора». Принципы будут внедряться в российской банковской системе в течение первой половины 1998 г., при этом официальное их утверждение произойдет не позднее октября 1998 г. 28 августа 1997 г. опубликован приказ Центрального Банка о введении в действие Положения «Об организации внутреннего контроля в банках» и формировании службы внутреннего контроля. Основная цель - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов.
В настоящее время, как известно, происходит активный процесс интеграции экономики России в систему международных экономических отношений. Не является исключением и банковская система.
Во всем мире в конце XX в. происходят значительные, подчас драматические, явления в сфере банковской деятельности, приводящие к многочисленным изменениям в организации, методах управления банками, формах обслуживания и т.д. Многие специалисты банковского дела говорят о так называемой "финансовой революции", подчеркивая неординарность и важность происходящих изменений. Появляются абсолютно новые, оригинальные методы проведения финансовых операций и оказания услуг, вызываемые сложным сочетанием спроса и предложения денежного капитала. Вместе с тем повышаются риски от банковской деятельности. Происходят существенные изменения в макросреде коммерческих банков, особенно в ее экономических, политических и законодательных элементах, формирующих облик современного банка.
Выделяют следующие основные факторы глобального воздействия на банковские системы: дерегулирование финансовых рынков; усиление конкуренции в банковском деле; финансовые нововведения; финансовая глобализация; компьютеризация банковской деятельности.
С конца 60-х гг. во многих странах были осуществлены законодательные реформы, направленные на смягчение или полную отмену ограничений и запретов в области финансовой деятельности. Здесь можно выделить такие моменты, как разрешение на открытие новых учреждений, расширение филиальной сети и создание холдингов, отмена ставок по активным и пассивным операциям, открытие "гибридных" счетов, сочетающих ведение расчетов с получением процентов владельцем счета.
Смягчение законодательной базы функционирования банков вызвано резким усилением конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и связанным с этим падением прибыльности банковской деятельности (относительно высокие темпы инфляции делают бессмысленной административную функцию "цены" банковских услуг), бурным ростом финансовых нововведений в виде новых долговых инструментов и услуг.
Как любая сфера рыночной экономики, банковская деятельность осуществляется в условиях конкурентной борьбы. Вследствие либерализации банковской деятельности происходит усиление конкуренции как внутри банковской системы, так и между отдельными группами финансовых посредников. В свою очередь, усиление конкуренции приводит к тому, что многие коммерческие банки начинают уделять большое внимание средним и мелким вкладчикам, предоставлять потребительские и ипотечные ссуды. Все большую конкуренцию банкам составляют небанковские финансовые институты, которые активно вторгаются в сферу денежных расчетов, краткосрочного кредитования предприятий, операций с кредитными карточками, ведения текущих счетов, приема денежных сбережений и т.д.
Банки в конкурентной борьбе используют различные стратегии: переманивание клиентов у конкурентов; привлечение новых клиентов; перекрестная продажа банковских услуг; выявление новых областей применения банковских услуг; проникновение на новые географические рынки; модификация уже имеющихся услуг; дифференциация качества услуг и др.
Существенному усилению конкуренции на рынке ссудного капитала способствовало появление на нем крупных нефинансовых корпораций, основная деятельность которых лежит вне финансовой сферы. Такие крупные фирмы, как "Дженерал электрик", "Форд мотор компани" и другие, активно диверсифицируют свою деятельность, создавая финансовые агломераты вновь образуемых или уже действующих финансовых учреждений. Причем с целью избежания строгостей банковского законодательства подобные финансовые подразделения выполняют лишь ограниченный круг банковских операций (например, занимаются выдачей кредитов, но не осуществляют прием вкладов).
Росту конкуренции в банковской сфере способствовали и существенные изменения в финансовой практике, которые были обусловлены как ростом неустойчивости денежных рынков, так и изменением традиционных форм и методов финансирования предприятий и населения. В частности, в 70-80-х гг. отмечались экономические трудности, проявлявшиеся в спадах производства, нефтяных кризисах, кризисах платежных балансов, инфляции, невозврате внешних долгов. Все это приводило к скачкообразным изменениям процентных ставок, что отрицательно влияло на инвестирование в долгосрочные обязательства, а также на желания банков предоставлять средние и долгосрочные ссуды. Крупные промышленные фирмы во всем мире все чаще предпочитают напрямую выходить на рынки капиталов, не привлекая финансовых посредников. Так например, осуществляется продажа краткосрочных необеспеченных обязательств (коммерческих бумаг), за счет чего покрываются сезонные потребности в заемных средствах.
Процесс глобализации и финансовых нововведений заключается в бурном расширении сферы деятельности крупных банков, выходящей за рамки национальных границ, заключающейся в создании широких сетей зарубежных филиалов и повышении доли иностранных операций в банковской сфере. Финансовая глобализация обусловлена процессами, происходящими в мировой экономике, в частности ростом международного обмена, активизацией движения капиталов между странами, дерегулированием и отменой запретов в области валютных операций, прогрессом в электронной обработке данных и телекоммуникациях, обострением конкурентной борьбы между финансовыми учреждениями как на внутреннем, так и на мировом рынках и т.д.
Большое значение в настоящее время приобрела активная деятельность в нерегулируемых мировых офшорных центрах, где сосредоточиваются основные рынки евровалют. На рынках евровалют торговля ведется депозитами, выраженными в иностранных валютах, больше половины из которых выражены в долларах США. Особенностью данного рынка является то, что активная торговля евровалютными вкладами ведется как в старых мировых банковских центрах, таких, как Лондон, так и в ряде небольших стран, которые не имеют развитой внутренней банковской системы, но привлекают международный капитал с помощью налоговых и инвестиционных льгот (Багамские и Каймановы острова, Сингапур, Бахрейн, Гонконг).
Появляются новые виды депозитов, кредитных операций, а также новые инструменты денежного рынка. Подобная инновационная деятельность банковских учреждений вызывается как стремлением последних обойти строгие рамки банковского законодательства, так и необходимостью борьбы с негативными последствиями инфляции и риска потери капитала. Высокие темпы инфляции способствовали появлению кредитов с изменяющейся ставкой в зависимости от колебаний базовых процентных ставок на рынке, облигаций с индексированной суммой номинала и нормой процента. Рост риска по кредитным операциям обусловил появление различных гарантийных операций ("свопы", опционы и т.п.), разных форм перемещения риска на других участников финансовых операций (секьюритизация).
Активно развивающимся сектором выступают и валютные операции. Общий оборот валютных сделок во всем мире составляет более 0,5 трлн долл. в день. Здесь в основном оперируют валютные отделы крупных международных банков, которые проводят операции в долларах США, Канады, немецких марках, японских иенах, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках. Фактором, отрицательно влияющим на процесс финансовой глобализации, выступает процесс массовых отсрочек погашения долгов развивающимися странами Азии и Латинской Америки, Восточной Европы и бывшего СССР. Это привело к тому, что многие банки сократили заграничные кредиты и инвестиции.
Появление, развитие коммерческих банков, глобальные проблемы их функционирования и все более усложняющийся характер приводят к кардинальным изменениям процесса управления современным банком, требуют более высокого уровня подготовки банковского персонала и его руководства.
Одной из составных частей "финансовой революции" явилось быстрое и массовое внедрение информационных технологий, основанных на применении электронно-вычислительных машин. Еще в начале 60-х гг. специализированный комплекс машин позволял полностью автоматизировать такие трудоемкие банковские операции, как надпечатка и сортировка чеков, разноска операций по счетам, печатание отчетности и т.д.
Качественно новый этап наступил в 80-х гг. в связи с появлением и широким распространением микроЭВМ и персональных компьютеров. Основное отличие данного этапа в том, что кардинально меняются технологии банковского обслуживания, тогда как до этого компьютеризация в большей степени касалась процесса обработки банковских документов. В настоящее время банковские автоматы позволяют клиентам банка самостоятельно, без помощи персонала осуществлять наиболее распространенные операции, например, получение со своего банковского счета наличных денег, внесение денег на счет, получение выписки о состоянии депозитного счета и т.д.
Применение персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей позволяет ускорить расчеты и улучшить обслуживание клиентов без увеличения банковского персонала, создавать новые формы и виды банковских услуг, существование которых немыслимо без наличия высоких технологий.
Применяя электронную технику, коммерческие банки стремятся к замедлению роста операционных издержек, уменьшению бумажного документооборота, привлечению новой клиентуры, что способно обеспечить успех в конкурентной борьбе. Как следствие "компьютерного бума", периодически возникают амбициозные проекты "общества без наличных денег и чеков", в котором бумажные носители информации о платежах будут заменены командами, передаваемыми по каналам компьютерной связи, а также осуществлением кредитовых и дебетовых расчетов в памяти банковских ЭВМ.
В этой связи следует отметить, что в 70-80-х гг. осуществление подобных проектов сталкивалось с огромными экономическими и технологическими трудностями, кроме того, что очень важно, большую проблему составляло нежелание клиентов банков изменять удобные для них, хотя и менее эффективные, формы денежных расчетов из-за потери клиентами значительных выгод, которые дает отсрочка платежей по чеку. Эта отсрочка образуется в процессе почтового пробега при отправке чека по почте, времени обработки чека в банке, пересылки чека в другой город для предъявления его к оплате банку чекодателя и т.д. Например, в США, общая выгода, получаемая американскими потребителями и деловыми фирмами в результате отсрочек, составляет 200 млрд долл. в день.
Несмотря на успехи компьютерной революции в банковском деле, в настоящее время еще ни в одной стране мира не существует единой общенациональной системы электронных денежных переводов. Ниже мы будем рассматривать данный вопрос на примере США, где развиваются три основных направления автоматизированных платежей: "розничные" системы электронных расчетов; межбанковские системы перевода средств; внутрибанковские компьютерные комплексы.
В США на данный момент имеется пять систем «розничных» электронных расчетов, причем часть из них находится в стадии экспериментальной разработки. К ним относятся: автоматические расчетные палаты; банковские автоматы; терминалы в торговых точках; оплата счетов по телефону; банковское обслуживание на дому.
По сути, автоматические расчетные палаты (АРП) выполняют те же функции, что и обычные расчетные палаты. Отличие заключается в том, что бумажные носители в виде чеков, депозитных квитанций заменены магнитными носителями с записанной на них всей необходимой информацией о денежных сделках. Кроме того, в АРП осуществляется прямой ввод данных через систему электронных терминалов, которые устанавливаются в банках, финансовых и нефинансовых компаниях, правительственных учреждениях. Большая роль в создании в США системы АРП принадлежала центральному банку - ФРС, который занимался общей организацией исследований и финансировал значительную часть расходов.
В наибольшей степени достоинства АРП проявляются при проведении массовых, регулярных платежей, например, дебетовых операций, таких, как многократно повторяющиеся или единовременные списания с депозитного счета клиента банка в оплату коммунальных услуг, страховки, погашения ранее взятого кредита, погашения долга по кредитной карточке и т.д. Кроме того, в последнее время широкое распространение получила автоматизация таких операций, как оплата повторяющихся поставок товаров, концентрация поступлений с различных банковских счетов клиента на едином счете и т.д.; кредитные операции, связанные с выплатой заработной платы, пенсий и других социальных выплат, зачислений дивидендов и процентов и т.д. Сюда же относятся операции, осуществляемые в пользу страховых компаний, предприятий коммунального обслуживания, что позволяет экономить большие средства, связанные с обработкой и получением денег по чекам и квитанциям, поступающим от потребителей в оплату за услуги. Пользователи вводят информацию в АРП с помощью магнитных носителей. Следует отметить, что если в самом начале функционирования АРП 85% всех операций приходилось на федеральные платежи (пенсии, пособия, выплаты военнослужащим), то в настоящее время доля федеральных платежей составляет только треть, остальное приходится на коммерческие платежи для компаний и частных лиц.
Впервые банковские автоматы (БА) появились в 1971 г. в г. Атланта (США). Первоначально они выполняли только одну функцию: выдавали наличные деньги с банковского счета в пределах определенного лимита. В настоящее время в США эксплуатируется более 90 тыс. БА, причем значительная их часть находится в гостиницах, супермаркетах, университетских зданиях, вокзалах и т.д. Современные БА позволяют осуществлять следующие операции: снятие денег с текущего или сберегательного счета в банке; получение ссуды в пределах открытого лимита; депонирование денег на счете с одновременным получением депозитной квитанции; получение в любой момент выписки о состоянии счета клиента в банке; перевод средств с одного счета на другой (например, со сберегательного на текущий счет клиента в банке) или перевод денег третьим лицам; обмен иностранных банкнот на местную валюту.
Широкое распространение БА во многих странах обусловлено их достоинствами: позволяют снизить банковские операционные расходы, численность персонала и необходимость в открытии новых отделений; многие банки взимают определенную плату за пользование БА, что ведет к увеличению их доходов; клиентам, пользующимся БА, необязательно посещать банк для совершения повседневных операций. Но эксплуатация БА порождает и специфические проблемы: их распространение тормозится "консерватизмом" многих банковских клиентов, недоверием к электронным устройствам, боязнью ошибок и т.д.; проблемы безопасности, совместимости оборудования, правила урегулирования платежей; многие банки прекращают прибегать к БА из-за недостаточного использования дорогостоящих установок банковскими клиентами.
Терминалы в торговых точках (ТТТ) как вид автоматизированных расчетов находится еще в стадии становления. Основная идея заключается в осуществлении оплаты повседневных покупок в магазинах, кафе, бензоколонках и т.д. посредством специальных терминалов, соединенных с центральным банковским компьютером при помощи специальной пластиковой карточки. В качестве примера можно привести американскую компанию "ВИЗА", которая имеет более 25 тыс. терминалов в торговых заведениях, предназначенных для проверки пластиковых карточек.
Оплата счетов по телефону как форма осуществления платежей находится в стадии разработки вследствие консерватизма клиентов, в то время как окупаемость системы достигается в условиях лишь массового использования. При этом имеется специальный аппарат, который через телефонную сеть соединен с банковским компьютером и позволяет осуществлять различные расчеты (оплата счетов за товары и услуги и т.д.).
В случае обслуживания на дому банковский клиент при помощи собственного персонального компьютера осуществляет оплату счетов, вызывает на монитор информацию о состоянии своего банковского счета с перечнем всех кредитовых и дебетовых проводок, дает банку поручения об автоматическом выполнении будущих платежей и т.д. В связи с этим определенные надежды возлагаются на информационную систему "Видеотекст", которая функционирует по телевизионным каналам. Данная система имеет большие потенциальные возможности, которые, к сожалению, используются далеко не полностью.
Достоинствами межбанковских систем электронного перевода средств выступают: рост эффективности деятельности банка и банковской системы, ускорение скорости проведения банковских операций и их качества, что в конечном итоге приводит к повышению прибыльности и снижению издержек.
Особо следует остановиться на системе CBИФT (SWIFT). Это общество всемирных межбанковских финансовых коммуникаций, которое было учреждено в 1977 г. консорциумом крупных банков Западной Европы и США, правление его находится в Брюсселе. О масштабах системы СВИФТ говорят следующие показатели: членами этой системы являются 2900 банков и финансовых учреждений в 66 странах, при этом наибольший объем операций осуществляется в Германии, Великобритании и Италии.
Функционирование системы СВИФТ происходит при помощи спутниковой связи, посредством которой передаются инструкции банков-участников относительно проведения различных операций. В каждом банке-участнике имеется электронный терминал, соединенный с региональными накопительными центрами, осуществляющими передачу информации в главные ретрансляторы, расположенные в Брюсселе и Амстердаме. Здесь информация сортируется, ставится на очередь и передается в пункт назначения.
Основной целью монетарной, или кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.*
* При написании главы использованы материалы следующих книг: Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда (вопросы теории). Чебоксары, 1995. 112 с.; Рынок труда Российской Федерации / Науч. рук. Л.П. Кураков. Чебоксары, 1995. 220 с.
Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения для стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. В общем виде должно происходить увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов. И наоборот, ограничение предложения денег для сокращения расходов во время инфляции.
Учреждением, отвечающим за проведение кредитно-денежной политики в нашей стране, является Центральный Банк России.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1. Процентные ставки по операциям Банка России.
2. Нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России.
3. Операции на открытом рынке.
4. Рефинансирование банков.
5. Валютное регулирование.
6. Установление ориентиров роста денежной массы.
7. Прямые количественные ограничения.
Одним из основных инструментов, при помощи которого ЦБ России регулирует кредитно-денежную политику, является учетная ставка. В 1993 г. учетная ставка ЦБ равнялась 210% годовых, в конце 1996 г. - 60%. По этой ставке ЦБ предоставлял кредитные ресурсы коммерческим банкам. Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, так и ЦБ - по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Кроме того, ЦБ России предоставляет финансовые ресурсы Министерству финансов, но процентная ставка в этом случае носит льготный характер (10%). Таким образом, кредиты ЦБ увеличивают резервы коммерческих банков, расширяя возможность предоставления кредитов.
Следует отметить, что падение учетной ставки способствует росту спроса на кредиты ЦБ со стороны коммерческих банков, что увеличивает их резервы и способствует увеличению денежного предложения. Рост учетной ставки действует прямо противоположным образом. В этом случае коммерческие банки не заинтересованы в приобретении средств у ЦБ, что ведет к ограничению денежного предложения. В России коммерческие банки при предоставлении кредитов ориентируются на учетную ставку ЦБ. Кроме того, предприятия и организации процентные платежи за полученные кредиты могут списывать на себестоимость выпускаемой продукции и оказываемые услуги также в пределах учетной ставки ЦБ.
Учетная ставка, скорее всего, играет роль "информационного фактора" так называемой "информации к размышлению". Она является в рыночной экономике ясным и понятным способом информирования финансистов и экономики в целом о намеченных целях и задачах правительства в кредитно-денежной политике. Правда, в качестве контраргумента иногда приводится довод о том, что учетная ставка изменяется в соответствии с другими краткосрочными процентными ставками, например, ставками межбанковских кредитов, а не с целью изменений в политике. Действительно, в начальный период рыночных преобразований в России имело место второе положение.
Проводя политику минимального резерва, ЦБ может напрямую оказывать влияние на возможность выделения дополнительных кредитов кредитными учреждениями. Дело в том, что чем выше минимальный уровень резервов, установленный ЦБ, тем меньше свобода действий кредитных учреждений по предоставлению кредитов. Кроме того, повышение минимального уровня резервов ведет к дефициту предложения денег и тем самым к повышению процентных ставок. При снижении минимального уровня резервов можно наблюдать обратную картину.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Нормальные резервные требования, к чему пришла мировая банковская система, рекомендуют формировать на уровне до 6%.
В отличие от операций на открытом рынке и процентных ставок Банка России, воздействующих на денежное предложение косвенно (через изменение ставки ссудного процента и спроса на деньги), исполнение резервных требований строго предписано законом, и их влияние на денежное предложение носит прямой, непосредственный характер. Кроме того, увеличение резервных требований отрицательно сказывается на прибыльности коммерческих банков. Когда рынок ценных бумаг развит слабо и рефинансирование ограничено, Центральный Банк может воздействовать на уменьшение денежной массы преимущественно посредством увеличения уровня резервных требований, что и наблюдалось в России, особенно в 1995 г. Объем обязательных резервов коммерческих банков на 1 января 1996 г. вырос в 2,1 раза по сравнению с таковым на 1 января 1995 г. По некоторым оценкам, увеличение нормы резервных отчислений начиная с мая 1996 г. предотвратило дополнительное расширение денежной массы на 5-7 трлн руб. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк России будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований. Частота использования политики изменения резервных требований Банком России объясняется слабой возможностью последнего регулировать денежно-кредитную сферу посредством операций с ценными бумагами (операций на открытом рынке).
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг.
Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.
На российском фондовом рынке обращаются такие виды ценных бумаг, как государственные ценные бумаги, муниципальные и областные облигации и займы, банковские и корпоративные ценные бумаги, а также бумаги частных эмитентов. Самым крупным и динамично развивающимся сектором фондового рынка был и остается в настоящее время рынок государственных ценных бумаг. На рынке государственных ценных бумаг оперируют в основном юридические лица (крупные банки). Однако в конце 1995 г. появились государственные ценные бумаги, предназначенные для населения - облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ). Правда банкам гораздо выгоднее продавать ОСЗ крупными пакетами юридическим лицам, чем создавать специальную сеть для обслуживания мелких инвесторов. Кроме того, значительную часть ОСЗ банки оставляют у себя и используют как краткосрочный спекулятивный актив.
В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет ряд основных функций. Во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используют при проведении ЦБ денежно-кредитной политики, регулируя при этом с помощью государственных обязательств размеры денежной массы, находящейся в обращении. В-третьих, государственные ценные бумаги являются надежными и ликвидными активами и поэтому применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
В настоящее время сформирована и функционирует развитая инфраструктура, предназначенная для размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов, работы депозитария и проведения расчетов. Сюда входят: Министерство финансов РФ, выступающее эмитентом ГКО; ЦБ, выполняющий функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию долга, функции дилера, а также органа регулирования и контроля; более 70 официальных дилеров, в основном являющихся коммерческими банками; Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), которая выполняет функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.
Министерство финансов РФ, осуществляя выпуск и обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. ЦБ занимается обеспечением "организационной" стороны функционирования рынка ГКО, что заключается в проведении аукционов, подготовке необходимых документов, перечислении денежных средств на счет Минфина РФ. Кроме того, ЦБ активно участвует на рынке ГКО в качестве дилера, оказывая целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от ситуации, которая складывается непосредственно на нем и вокруг него, в соответствии с текущей политикой ЦБ. Но при этом не ставится цель извлечения прибыли, так как в первую очередь ЦБ ориентируется на поддержание определенного уровня таких показателей, характеризующих рынок ГКО, как ликвидность и "правильность" в смысле временной структуры доходностей, поскольку от качества этих показателей зависит и привлекательность ГКО для инвесторов. ЦБ также контролирует рынок ГКО в той мере, в какой это необходимо для стабильного и бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.
Официальными дилерами на рынке ГКО выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие как свои собственные инвестиционные цели, так и цели своих клиентов. И хотя доля клиентских средств, инвестированных в госбумаги, значительно колеблется, все же в 1994 г. она имела тенденцию к росту.
Следует отметить, что ГКО являются высоколиквидными ценными бумагами. Это обусловлено тем, что сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, что позволяет дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать временно свободные денежные средства. Кроме того, операционные издержки (комиссия дилеру, бирже) здесь относительно невелики. Дополнительное преимущество заключается в том, что все виды операций с ГКО освобождены от налогообложения.
Все это обусловило то, что объем регулярной эмиссии ГКО возрос с 1 млрд руб. во время первого аукциона в мае 1993 г. в среднем до 2,5 трлн руб. в неделю в апреле-мае 1995 г. Кроме того, с декабря 1993 г. выпускаются шестимесячные ГКО, а с октября 1994 г. - годовые. С октября 1994 г. начато размещение дополнительных траншей уже обращающихся выпусков. Следует отметить, что с начала 1995 г. эмиссия ГКО проводится на вторичном рынке путем осуществления так называемых доразмещений. Важной характеристикой вторичного рынка ГКО выступает средняя величина еженедельного оборота. Так, в первые месяцы своего существования она составляла 50 млрд руб., в конце 1994 г. среднее значение этого показателя уже превышало 200 млрд руб.
ЦБ РФ выделяет несколько основных направлений развития рынка ГКО. Во-первых, количественное и качественное обогащение состава официальных дилеров, причем количественные изменения происходят преимущественно за счет установки дилерам удаленных терминалов. К числу качественных изменений относятся подключение региональных дилеров, а также создание и подсоединение к действующей системе региональных площадок в Санкт-Петербурге, Новосибирске, а впоследствии и в ряде других городов России, а также расширение спектра финансовых учреждений участников рынка ГКО. Во-вторых, дальнейшее совершенствование расчетной системы, являющейся в определенном смысле "узким местом" рынка ГКО. С этой целью создается система межрегиональных расчетов, которая позволит производить расчеты "день в день" между агентами из различных регионов. В-третьих, последовательное проведение политики, направленной на увеличение дюрации государственного долга. Поэтому в 1995 г. были введены в оборот среднесрочные государственные купонные облигации со сроком обращения более года. В-четвертых, дальнейшее развитие рынка осуществляется вместе с внедрением и развитием новых финансовых инструментов, основанных на ГКО. К ним относятся соглашения об обратной покупке (РЕПО и обратные РЕПО), форвардные, фьючерсные и опционные контракты. Их введение должно привести к появлению дополнительных инвестиционных альтернатив и повышению стабильности и предсказуемости динамики внутренних показателей рынка, таких, как цены, доходность, ликвидность.
Однако, несмотря на то, что Министерство финансов России активно расширяло и диверсифицировало рынок государственных долговых обязательств, усиливая их роль в финансировании бюджетного дефицита, макроэкономическая значимость операций Банка России на открытом рынке в регулировании денежной массы была невелика, хотя в развитых странах операции на открытом рынке наиболее часто используются Центральным банком как финансовый инструмент. Банк России не в состоянии регулировать размер денежной массы в стране посредством операций на открытом рынке по причине небольшого удельного веса операций с государственными ценными бумагами в активах Банка России. Кроме того, активное использование операций Банка России на открытом рынке тормозилось отсутствием единого российского рынка государственных ценных бумаг. Региональное развитие этого рынка началось лишь во второй половине 1995 г. Кроме того, в 1996 г. Банком России были предприняты реальные меры по расширению участия иностранных инвесторов на рынке ГКО и ОФЗ.
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитование им коммерческих банков, предоставление кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных финансовых затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Центральным Банком довольно сильно распространено за рубежом. Например, в США коммерческие банки нередко обращаются в Федеральную Резервную Систему за кредитами для пополнения собственных средств на корреспондентских счетах, для выполнения резервных требований, преодоления временных финансовых трудностей и др. Сроки предоставления таких кредитов очень небольшие (от одних суток до нескольких недель). В практике рефинансирования встречаются и долгосрочные кредиты. Например, предоставление средне- и долгосрочных кредитов для финансового оздоровления тем кредитным организациям, у которых финансовая неустойчивость и неплатежеспособность могут негативно сказаться на финансовом рынке и экономике страны в целом. В России такими кредитными организациями являются крупные коммерческие банки, испытывающие серьезные финансовые затруднения. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 г. почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. ЦБР, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов.
В последнее время особую популярность набирает такая форма рефинансирования, как предоставление Банком России ломбардных кредитов. Ломбардный кредит - кредит под залог государственных ценных бумаг. Не все государственные ценные бумаги могут быть заложены при предоставлении ломбардного кредита. На сегодняшний день обеспечением ломбардного кредита могут выступать: 1) государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); 2) облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.
Основной целью ломбардного кредита является поддержание ликвидности, так как максимальный срок его предоставления 30 календарных дней и договор не лонгируется. При предоставлении ломбардных кредитов устанавливается ломбардная ставка. В случае несвоевременного погашения кредита коммерческим банком Банк России имеет право на реализацию заложенных ценных бумаг и использование средств от реализации на погашение суммы основного долга и процентов по ней. По состоянию на 1 августа 1996 г. общая сумма выданных кредитов составила 2,0 трлн руб. (см. рис. 14).
Рис.14. Итоги некоторых ломбардных кредитных аукционов Банка России в 1996 г.
Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами. Во-первых, могут проводиться ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета депо и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке. Ломбардные кредитные аукционы проводятся двумя способами: американским и голландским.
При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках. Все заявки начинают удовлетворяться с максимальной процентной ставки. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке (ставке отсечения). Практически все ломбардные кредитные аукционы проводились голландским способом.
В настоящее время Банк России считает проведение ломбардных кредитных аукционов основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции. До выхода положения о ломбардном кредите существовал запрет на проведение залоговых операций с указанными ценными бумагами. Теперь же в отношении Банка России этот запрет снят, в будущем предполагается полная отмена ограничений на залог государственных облигаций по операциям между коммерческими банками. Сейчас это неосуществимо в связи с технической неготовностью депозитариев. Наряду с ломбардным кредитованием Банк России продолжает практику проведения кредитных аукционов. Но процентная ставка при проведении кредитных аукционов очень высокая и приближается к ставке рефинансирования.
Банк России будет изучать возможность предоставления кредитов банкам, испытывающим временные финансовые трудности, при условии, что выдаваемые кредиты будут обеспечены договорами поручительства органов государственной власти, которые имеют гарантию Министерства финансов России. Банк России с недавнего времени приступил также к использованию нового финансового инструмента для России - операции РЕПО, т.е. купля-продажа государственных ценных бумаг с обратным выкупом. Операции РЕПО - это своего рода одна из форм рефинансирования коммерческих банков. Предположим, коммерческому банку необходимы кредиты, и он продает государственные ценные бумаги из своего портфеля Банку России с правом последующего выкупа. При ломбардном кредитовании ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Банка России, хотя коммерческому банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.
Осуществляется расширение сферы применения вексельного обращения как способа поддержки кредитоспособных предприятий. Таким путем им предоставляется возможность привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков посредством учета векселей и их последующего переучета в ЦБ РФ. Это, в свою очередь, приводит к рефинансированию банковской системы и всей экономики в целом. Кроме того, в целях финансирования важных инвестиционных проектов национального значения предполагается эмиссия корпоративных ценных бумаг, гарантированных государством с распространением на них льгот, предоставляемых по налогообложению операций с государственными ценными бумагами. Таким образом, можно отметить, что ЦБ РФ осуществляет политику, направленную на укрепление банковского сектора, повышение эффективности использования централизованных бюджетных средств для финансирования инвестиционной деятельности и поддержки жизнеспособных предприятий и секторов экономики.
Большую проблему представляют просроченные кредиты. Так, в 1993 г. на ЦБ РФ было оказано сильнейшее давление со стороны Минфина, который требовал введения рыночных процентных ставок по кредитам для всех отраслей хозяйства. В сложных экономических условиях многие потребители централизованных кредитов брали их без надежды на возврат. В 1994 г., когда наступил период возврата этих кредитов, в сложное положение попали коммерческие банки, через которые шли эти кредиты, по которым ЦБ РФ автоматически начислял сложный процент, равный для конечного пользователя в 430% годовых. В соответствии с действующим законодательством ЦБ РФ должен автоматически списывать в срок всю эту сумму с корреспондентского счета банка. Поэтому с 1 июля 1994 г. ЦБ РФ был введен в действие новый порядок начисления процентов по просроченным централизованным кредитам, который устанавливает новый коэффициент начисления процентов, равный 1,3 (ранее 2), т.е. процент по просроченной задолженности был установлен на 30% выше учетной ставки.
Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложения денег.
Основными участниками (операторами) валютного рынка России являются Центральный банк, коммерческие банки, имеющие валютную лицензию Банка России, а также валютные биржи. В купле-продаже иностранной валюты принимает участие и население.
В последнее время особенно сильно увеличилась роль Банка России на рынке по операциям с валютой. Как главный участник этого рынка он самостоятельно устанавливает курсы валют и использует собственные резервы для поддержания конвертируемости национальной валюты.
Базовым законом регулирования деятельности валютного рынка в стране является «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции (переводы денежных средств, краткосрочные кредиты) и валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, долгосрочные кредиты, покупка недвижимости). Все предприятия, действующие в России, независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля. Уполномоченными банками являются кредитные организации, получившие соответствующую лицензию от Банка России. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в валюте: поступления в качестве взносов в уставной капитал, дивиденды, поступления в виде привлеченных кредитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение кредитов.
Как известно, курс валюты может определяться двумя способами: либо самим рынком, либо путем сознательного государственного регулирования. Поначалу ЦБ РФ пошел по наиболее либеральному пути - стал устанавливать официальные котировки валют по результатам торгов на ММВБ, тем самым отдав рубль во власть, по сути, еще не родившегося валютного рынка России. Осознав свою ошибку, ЦБ РФ с 20 мая 1996 г. осуществляет установление официального обменного курса рубля к иностранным валютам. На основании информации о текущих котировках рубля к иностранным валютам по операциям ведущих коммерческих банков на межбанковском валютном рынке со сроком поставки на следующий за днем заключения сделки банковский день, а также исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту, динамики показателей инфляции, положения на международных рынках иностранных валют, динамики показателей платежного баланса страны Банк России устанавливает курсы по операциям покупки и продажи иностранных валют. ЦБ РФ устанавливает официальный обменный курс рубля к иностранным валютам как средний курс между курсами покупки и продажи.
Как уже было сказано, ЦБ РФ тщательно регулирует деятельность комбанков и предприятий на валютном рынке, практически контролируя все расчеты с иностранными валютами. Без разрешения ЦБ РФ можно осуществлять следующие виды валютных операций: переводы органами исполнительной власти в международные организации в качестве членских взносов, переводы резидентами в пользу нерезидентов-организаторов международных конференций, симпозиумов, зачисление резидентами на их счета иностранной валюты, поступившей в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований, получение резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней и другие.
Расчеты в иностранной валюте по валютным операциям осуществляются в безналичном виде. При осуществлении расчетов юридические и физические лица представляют в соответствующий банк комплект документов: копии контрактов, документы, подтверждающие выполнение работ, и другие. Уполномоченные банки обязаны вести журнал учета валютных операций и ежеквартально направлять в ЦБ РФ информацию об общих объемах осуществляемых резидентами и нерезидентами валютных операций.
Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, ЦБ может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство проводит политику фиксированного валютного курса, Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации планируется обратная операция. Если правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Центральный Банк лишь периодически вступает в "игру", когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень. Центральный Банк осуществляет также вмешательство на рынках "спот" и "форвард" с целью влияния на их курсы. Однако все регулирующие попытки ЦБ будут равны нулю, если национальная валюта является объектом жесткого давления со стороны спекулянтов.
Помимо основных инструментов регулирования денежно-кредитного обращения Центральный Банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам, изменение маржи по сделкам с биржевыми ценными бумагами и т.д.
Под количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков. Банк России на основе ежедневной информации контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования. Например, в течение 1996 г. коммерческие банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах от 13 до 19 трлн руб. Объем средств, который позволяет бесперебойно функционировать банковской системе России, составляет в среднем 14 трлн руб. Поэтому как только свободные средства достигают величины 18-19 трлн руб., что говорит об излишней ликвидности банков, Банку России целесообразно принимать меры по изъятию части свободных денежных средств. Или, например, когда в августе 1995 г. возникли проблемы с ликвидностью на межбанковском рынке Московского региона, Банком России были оперативно осуществлены мероприятия, которые позволили предотвратить возможность распространения банковского кризиса. Банк России смог в течение нескольких дней предоставить дополнительную ликвидность банкам Московского региона через покупку у них государственных ценных бумаг и выделение крупнейшим банкам (участникам межбанковского рынка) краткосрочных кредитов.
Итак, можно выделить две основные формы политики, применяемые государством в целях регулирования кредитно-денежного обращения. Целью политики дорогих денег является ограничение предложения денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Это может быть достигнуто реализацией следующего комплекса мер: ЦБ повышает учетную ставку и должен продавать государственные облигации на открытом рынке. При этом происходят уменьшение резервов коммерческих банков и, как следствие, уменьшение размеров денежного мультипликатора.
Целью политики дешевых денег является доступный и дешевый кредит, что способно повлечь за собой увеличение объема совокупных расходов и занятости, для чего должна быть понижена учетная ставка, что побуждает коммерческие банки к увеличению своих резервов за счет заимствований у ЦБ. Далее необходимо понизить резервную норму. При этом автоматически необходимые резервы переходят в избыточные и увеличивается денежный мультипликатор.
Выше мы рассмотрели три основных вида денежного контроля. Естественно, возникает вопрос об их значимости. Как показывает сравнительный анализ, решающую роль тут играют операции на открытом рынке при двух взаимосвязанных условиях. Во-первых, количество займов, получаемых коммерческими банками у ЦБ России, обычно невелико. Здесь отмечается такая ситуация, когда именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в ЦБ. Следовательно, это лишь ответ на политику, проводимую через операции на открытом рынке, а не инструмент данной политики.
Во-вторых, как мы выяснили, манипулирование резервами коммерческих банков осуществляется по инициативе ЦБ России. В свою очередь, изменение учетной ставки зависит от самих коммерческих банков. Действительно, если только немногие коммерческие банки склонны к получению займов у ЦБ, то изменение учетной ставки оказывает слабое воздействие на резервы банков и денежное предложение.
В связи с рассматриваемой темой кредитно-денежной политики возникает вопрос о ее эффективности. Причем дискутируется он и среди западных ученых. К достоинствам кредитно-денежной политики по сравнению с фискальной можно отнести ее гибкость. В самом деле, те или иные изменения в последней возможны только после длительного обсуждения сначала в правительстве, а затем в парламенте. В то же время на свободном рынке постоянно происходят размещение и погашение государственных ценных бумаг, что влияет как на денежное предложение, так и на процентную и учетную ставки.
Кредитно-денежная политика меньше подвержена политическому влиянию. ЦБ России легче, чем парламенту, заниматься проведением политически непопулярных мероприятий, необходимых для оздоровления экономики в длительной перспективе. Налоговые изменения могут иметь далеко идущие политические последствия и оказывают определенное влияние на изменения в государственных расходах. В свою очередь, кредитно-денежная политика как гораздо тонкий и менее постоянный инструмент - более приемлемый в политическом отношении механизм.
Наряду с указанными достоинствами кредитно-денежная политика, как и любое явление, обладает рядом недостатков и ограничений. Политика дорогих денег, проводимая последовательно и энергично, способна привести к ограничению возможности банков предоставлять кредиты. В то же время политика дешевых денег может обеспечить банкам предоставление ссуд, но не способна направлять их избыточное денежное предложение именно в те отрасли, которые действительно испытывают в них потребность или являются приоритетными для развития экономики страны, например, инвестиции или жилищное строительство. Поэтому нельзя дать никаких гарантий, что снижение учетной ставки будет иметь иной эффект.
На эффективность кредитно-денежной политики оказывает влияние также скорость обращения денег. В условиях проведения политики дешевых денег происходит увеличение денежного предложения и снижение процентной ставки. В свою очередь, это ведет к понижению вмененных издержек владения деньгами в качестве активов, что вызывает падение скорости обращения денег, вследствие этого уменьшаются общие расходы. При проведении политики дорогих денег возможен обратный сценарий.
Самой сложной проблемой кредитно-денежной политики является выбор основной цели - контроль денежного предложения или процентной ставки. Дело в том, что руководящее кредитно-денежное учреждение страны не способно заниматься и тем и другим одновременно. Предположим, что ЦБ России достиг ожидаемой цели, установив денежное предложение на определенном уровне. Но в стране происходит рост ВНП в денежном выражении, при этом увеличивается спрос на деньги, который способствует дальнейшему росту процентной ставки. Высокие ставки понижают инвестиционные расходы, и, как следствие, уменьшаются темпы экономического роста.
Рассмотрим другой вариант, при котором целью кредитно-денежной политики является стабилизация процентной ставки. Предположим, что происходит рост денежного ВНП, который увеличивает спрос на деньги для сделок и, следовательно, общий спрос на деньги. В результате растет процентная ставка, с целью стабилизации которой ЦБ обязан увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, вызывает инфляционный бум, к ограничению которого также стремится ЦБ России.
При спаде сокращается спрос на деньги и уменьшаются процентные ставки при условии, что денежное предложение остается на прежнем уровне. С целью предотвращения падения процентных ставок необходимо сократить денежное предложение, что, в свою очередь, ведет к сокращению совокупных расходов и усиливает спад.
В таких условиях возникает проблема выбора: стабилизировать процентную ставку или денежное предложение. В качестве примера можно привести США. Здесь начиная с 1982 г. Федеральная Резервная Система занимает умеренную позицию, уделяя внимание как процентным ставкам, так и денежному предложению, и не отдавая предпочтения ни тому, ни другому.
Денежная реформа - осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение и укрепление денежной системы.
Денежная реформа в широком смысле означает переход от одной денежной единицы к другой, а в узком - частичные изменения денежной системы.
В истории денежного обращения известны различные виды денежной реформы:
1) переход от одного типа денежной системы к другому, или от одного денежного товара к другому. Примером может служить переход:
а) от одного металла (менее ценного) к другому (более ценному), например, от медных денег к серебряным и от серебряных к золотым. В Европе, например, переход к обращению серебряных монет произошел в XVI-XVII вв. Впервые золотомонетный стандарт был введен в Великобритании в 1816 г., а затем во второй половине XIX в. золотой монометаллизм стал распространяться и в других странах;
б) от биметаллизма к монометаллизму и от последнего к золотослитковому или золотодевизному стандарту, затем к долларовому и многовалютному стандарту.
Биметаллизм - денежная система, при которой за двумя металлами - золотом и серебром - законодательно закрепляется роль всеобщего эквивалента, и монеты, отчеканенные из этих металлов, обращаются на равных основаниях. Он существовал в средневековье, но широкое распространение в Европе получил в эпоху первоначального накопления капитала.
Монометаллизм - денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Так, например, медный монометаллизм существовал в Риме (III-II в. до н.э.), серебряный - в России (1843-1852 гг.), золотой - был введен в Германии в 1871-1873 гг., в России и Японии - в 1897 г., в США - в 1900 г.;
2) замена ставшей неполноценной или обесцененной монеты полноценной или неразменных денежных знаков разменными. Примером может служить принятый в 1695 г. в Великобритании закон, по которому все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес, необходимо было сдать для перечеканки в новые, полновесные;
3) изменения в системе эмиссии денег. Так, например, в США в 1913 г. изменился порядок эмиссии денег и обеспечения банкнот: право выпуска банкнот получили 12 федеральных резервных банков, а банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под золото (40%) и коммерческие векселя (60%);
4) образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством. Так, например, после распада СССР появились в Азербайджане - манат, Армении - драм, Грузии - лари, Казахстане - тенге, Киргизии - сом, Литве - лит, Молдавии - лей, Таджикистане - руб, Узбекистане - сум, Украине - гривна, Эстонии - крона, Белоруссии - национальный рубль;
5) стабилизация или упорядочение денежного обращения. Она может осуществляться различными методами, из которых наиболее типичны:
а) дефляция - изъятие из обращения части избыточной денежной массы. Метод дефляции, например, был применен в России в 1818-1823 гг., когда из оборота было изъято ассигнаций на 240 млн руб.;
6) нуллификация - объявление государством обесценившихся бумажных денег недействительными. Применяется в тех случаях, когда падение покупательной сил денег вследствие глубокой инфляции достигает такой степени, что стоимость, представляемая бумажно-денежной единицей, сводится практически к нулю, а также когда необходимо изъятие потерявших силу законного платежного средства бумажных денег в связи со сменой политической власти. В СССР в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг. правительством были аннулированы бумажные деньги, выпускавшиеся белогвардейскими правительствами;
в) девальвация - уменьшение в законодательном порядке металлического содержания национальной денежной единицы или понижение официального курса валюты данной страны по отношению к золоту, серебру или к какой-либо иностранной валюте;
г) реставрация (ревалоризация) - повышение металлического содержания денежных единиц или повышение курса бумажных знаков по отношению к металлу или к иностранной валюте;
д) деноминация - укрупнение денежной единицы страны, и, следовательно, масштаба цен в целях упрощения и облегчения платежного оборота, учета и расчетов и придания большей полноценности национальной валюте. В большинстве случаев коэффициентом укрупнения является единица с одним или несколькими нулями (в 10, 100 и т.д. раз). Одновременно по этому же коэффициенту пересчитываются товарные цены, тарифы за услуги, номинальная заработная плата, остатки на активных и пассивных счетах банков, балансы предприятий и учреждений и все долговые обязательства физических и юридических лиц.
В СССР деноминация производилась несколько раз. Один рубль в денежных знаках образца 1922 г. был приравнен к 10000 руб. в денежных знаках всех прежних выпусков. Один рубль в денежных знаках образца 1923 г. был приравнен к 100 руб. выпуска 1922 г. С завершением денежной реформы 1922-1924 гг. один новый рубль приравнивался к 20 тыс. руб. в советских знаках образца 1923 г. Деноминация была также проведена в СССР 1 января 1961 г., когда один новый рубль был приравнен к 10 старым рублям.
Денежная реформа в СССР, проведенная в 1947 г., не сопровождалась деноминацией, хотя вновь выпущенные денежные знаки обменивались на старые по соотношению 1:10, с тем чтобы изъять из обращения излишек денег. Зарплата, пенсии, стипендии были сохранены на прежнем уровне и были введены единые государственные цены на товары в связи с ликвидацией карточной системы.
Каждая денежная реформа, проводимая в той или иной стране, имеет свои специфические черты. Приведем особенности некоторых денежных реформ России. Так, например, во время знаменитых петровских преобразований тоже началась перестройка денежной системы России. В конце XVII в. серебряных копеек и денежек не хватало и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные "жеребьи" ("доли" копейки). По указу царя с марта 1700 г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700 г. стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась, почти в 10 раз. К 1704 г. сложился полновесный набор серебряных монет в одну копейку, алтын (3 коп.), пятачок (5 коп.), гривенник (10 коп.), полуполтину (25 коп.), полтину (50 коп.) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 коп.) и полушки (0,25 коп.) стали выпускать медные монеты этого же достоинства. С 1718 г. из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 г. - пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой. С 1711 г. серебряные монеты стали выпускаться 70-й пробы. При рыночной цене пуда меди в 6-8 руб., с 1704 г. из пуда стали делать медных монет на целых 20 руб. (38-я проба), а с 1718 г. - на 40 руб. Была введена в обращение золотая монета рублевого достоинства, а с 1718 г. ее сменил двухрублевик 75-й пробы. Итогом денежной реформы стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики.
Президент России Б.Н. Ельцин высоко оценил денежную реформу 1896-1897 гг., проведенную графом С.Ю. Витте, который в течение почти десяти лет исполнял обязанности министра финансов России. Ее особенностью была огромная подготовительная работа предшественников С.Ю. Витте на посту главы финансового ведомства. Большое значение в проведении реформы имела поддержка проекта Витте императором Николаем II.
Первоначально министр финансов был сторонником укрепления рубля посредством административного контроля. В начале 1893 г. был предпринят ряд административных шагов: установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей); запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля; усилен контроль за биржевыми операциями в России и др. Но скоро он понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.
Реформа началась на базе монометаллизма (золото), правительство предприняло ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента: письменные сделки разрешалось производить либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа; конторам и отделениям Государственного банка разрешалось покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу и др.
Введение размена рубля на драгоценный металл устанавливалось исходя из реально сложившегося соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом.
7 июня 1899 г. Николаем II была утверждена новая редакция монетного устава. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, представляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму, Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 руб. Серебряная монета в 1 руб. 50 коп. содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10 и 5 коп. - 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 руб. (империал), 10 руб., 7 руб. 50 коп. и 5 руб. обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (10 руб.) и полуимпераилы (5 руб.), произведенные по закону 17 декабря 1885 г. и полуимпериалы по 7 руб. 50 коп., если масса первых была не менее трех золотников и одной доли, а вторых - не менее одного золотника и сорока восьми долей. Монеты меньшей массы, а также чеканка более ранних лет принимались по стоимости чистого металла.*
* История России с начала 18 до конца 19 века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. М.: Изд-во АСТ, 1997. С. 524.
Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам экономического роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. За время министерства С.Ю. Витте приток иностранных инвестиций достиг 3 млрд руб. золотом.
В ходе первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской хозяйство страны было подорвано, и рубль обесценен. Сто граммов хлеба стоили миллион. Но с 1921 г. в стране началось проведение новой экономической политики. И за 1922-1924 гг. нарком финансов Григорий Сокольников провел денежную реформу. Реформа проводилась в два этапа. В конце 1922 г. выпустили в обращение червонцы - банковские билеты Государственного банка, они на 25% были обеспечены золотом, имели золотое содержание (7,74234 г. чистого золота) и соответствующий курс в иностранной валюте. Установилась система параллельного обращения двух валют - червонца и советского знака, выпускавшегося Наркомфином, которая была внутренне противоречивой и не могла долго существовать.
В сентябре 1923 г. начался выпуск в обращение транспортных сертификатов пятирублевого достоинства в золоте, которые обязаны были принимать по курсу золотого рубля все кассы железнодорожного, морского и речного транспорта.
В первой половине 1924 г. был осуществлен второй этап денежной реформы: выпущены в обращение государственные казначейские билеты достоинством в 1,3 и 5 руб. золотом; прекращен выпуск в обращение советских знаков, началось их изъятие. Советские знаки выкупались по курсу: 1 руб. золотом (казначейскими билетами) = 50 тыс. руб. денежными знаками 1923 г. Поскольку 1 руб. денежными знаками 1923 г. после второй деноминации равнялся 1 млн руб. знаками 1921 г., обменный курс соответствовал паритету 50 млрд руб. = 1 новому рублю.
Между казначейским рублем и банковским червонцем было установлено твердое соотношение: 1 червонец = 10 рублям.
В конце 1947 г. провел денежную реформу министр финансов СССР Арсений Зверев. За военные годы было выпущено в обращение много "лишних денег". К тому же фашистские власти в оккупированных районах печатали фальшивые советские рубли. В результате реформы находившиеся в обращении деньги обменивались на вновь выпущенные по соотношению 10:1; вклады населения в сберегательные кассы до 3000 руб. не подвергались переоценке, вклады от 3 тыс. руб. до 10 тыс. руб. переоценивались по льготному соотношению 3:2, а свыше 10 тыс. руб. - 2:1. Облигации ранее выпущенных займов обменивались по соотношению 3:1, за исключением свободно реализуемого займа 1938 г., для которого было установлено соотношение 5:1. Была отменена карточная система на продукты и промышленные товары, снижены цены в государственной и кооперативной торговле, сохранены ставки заработной платы на прежнем уровне.
В 1961 г. в СССР денежную реформу провел министр финансов Василий Гарбузов. Обменяли рубли на новые опять 10 к 1. Цены, тарифы заработной платы, размеры пенсий, стипендий, пособий, все платежные обязательства и т.д. были снижены в 10 раз. Обмен денежных знаков на новые производился с 1 января по 1 апреля 1961 г.
Большое значение для укрепления российской валюты имело решение Центрального Банка России об изъятии из обращения государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961-1992 гг. с 26 июля 1993 г. Это решение оказало большое влияние на финансовые отношения России с бывшими республиками СССР, ускорив введение ими в обращение национальных валют.
1 января 1998 г. началась новая денежная реформа. Это первая денежная реформа, о которой было объявлено заранее. При подготовке к реформе в полной мере использован мировой опыт.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с 1 января 1998 г. в 1000 раз изменились нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Обращающиеся в настоящее время деньги заменены на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах.
Все это давало основания для проведения денежной реформы. Деноминация рубля - это как бы подведение психологической черты под определенным периодом развития, с нестабильностью покончено, Россия вступает в новую фазу.
Денежная реформа в любой стране происходит не из-за нулей на банкнотах, а для того, чтобы упорядочить финансово-кредитные отношения, улучшить баланс денежной массы и товаров.
Основные принципы мероприятий по деноминации денежных знаков: недопущение каких-либо потерь для владельцев денег; постепенная замена денежных знаков в процессе их нормального обращения.
В 1998 г. Банком России выпущены в обращение новые банковские билеты номиналом в 5, 10, 50, 100, 500 руб. и металлические монеты номиналом в 1, 5, 10, 50 коп., 1, 2 и 5 руб. Среди новых бумажных денег нет рубля, здесь переняли зарубежный опыт. Поскольку один, два рубля будут металлическими, это ускорит обращение монет.
Банкноты и монеты Банка России, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации в настоящее время, будут в течение всего 1998 г. оставаться в обращении параллельно с новыми деньгами, при этом их ценность будет уменьшаться по отношению к номиналу в 1000 раз. Денежные знаки старого образца будут обязательны к приему для любых видов платежей и вкладов в банки.
Нынешние деньги будут изыматься из платежного оборота через каналы денежного обращения (места реализации товаров и услуг, банковские учреждения и т.д.).
К 1 января 1999 г. купюры старого образца будут в основном изъяты Банком России из оборота и прекратят обслуживать денежное обращение, но будут обязательны к приему для обмена учреждениями Банка России до 31 декабря 2002 г.
Для мягкой адаптации населения к новым денежным знакам в основном сохранится прежний внешний вид с нарицательной стоимостью, уменьшенной в 1000 раз. Уменьшатся цены на товары и услуги, будут пересчитаны счета в банках и других кредитных организациях, балансовые данные отчетов всех юридических лиц и другие требования и обязательства, имеющие денежную оценку.
Если при перерасчете цен образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки. Если дробная часть копейки менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейке и больше, то сумма повышается до целой копейки.
С 1 декабря 1997 г. по 31 декабря 1998 г. цены будут устанавливаться как в новом, так и в старом масштабе цен.
Последствия от денежной реформы могут быть как положительные, так и отрицательные. В августе 1997 г., когда было объявлено о деноминации, произошла дефляция, а не инфляция.
Главная цель деноминации - упрощение, облегчение платежного оборота, учета и расчетов, придание большей полноценности национальной валюте. Выйдут из обращения старые фальшивые деньги. Поскольку обменивать будут любое неограниченное количество купюр, должна произойти легализация всех теневых капиталов.
Сотрудникам предприятий, организаций, банков придется выполнять непроизводительную работу, возникнут затраты, связанные с переменой старых купюр, на приобретение оборудования, которое позволит проводить утилизацию купюр.
По подсчетам независимых экспертов, денежная реформа может принести казне 38-39 трлн руб. в основном за счет округления цен.
- Л.П. Кураков, а.Г. Краснов, а.В. Назаров
- Isbn 5-93039-007-х ® Кураков л.П., Краснов а.Г. Назаров а.В., 1998 глава 1. Российская экономика и реформы
- Распределение стран в соответствии с избранной стратегией и результатами рыночной трансформации*
- Глава 2. Социально-экономические функции государства
- Объем и изменение валового внутреннего продукта России*
- Глава 3. Управление в экономических системах
- Глава 4. Основные проблемы прогнозирования в современной экономике
- Глава 5. Макроэкономическая стабильность и экономический рост
- Производство валового внутреннего продукта (в текущих ценах, трлн руб.)
- Динамика изменения основных макроэкономических показателей за
- 1990-1997 Гг. ( в постоянных ценах, в % к 1990 г.)*
- Счет производства
- Счет образования дохода
- Влияние факторов на экономический рост
- Неплатежеспособные предприятия (с долей государственной собственности свыше 25% по состоянию на 20.05.97 г.)
- Альтернативный выбор производственных возможностей
- Глава 6. Государственный бюджет и финансовая система российской федерации
- Глава 7. Налоговая система и фискальная политика
- Глава 8. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Основные формы кредитных услуг
- Региональная структура банковской системы на 01.05.97 г.,%
- Глава 9. Проблемы рынка труда в россии
- Занятость по секторам экономики, млн чел.
- Распределение численности занятого населения России по отраслям в 1996 г., %
- Глава 10. Развитие конкурентных начал в российской экономике
- Распределение предприятий (организаций) по отраслям экономики (на 1 января 1998 г., тысяч)
- Число предприятий (организаций) по формам собственности на 1 января 1998 г.
- Глава 11. Инвестиционно-структурная политика в россии
- Глава 12. Региональные аспекты экономического развития
- Выпускники общеобразовательных школ
- Группировка субъектов Российской Федерации по денежным доходам
- Разрыв между группами регионов, раз
- Динамика и структура консолидированного бюджета (млн руб.)
- Глава 13. Прогнозирование региональных экономических систем
- Прогнозные варианты структуры источников инвестирования, %
- Программа региональной маркетинговой деятельности
- Часть 1. Инновационная и маркетинговая среда
- 1. Научно-технические факторы
- 2. Экономические факторы
- 3. Демографические факторы
- 11. Контактные аудитории
- Часть 2. Стратегия региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Организация службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 2. Ревизия стратегии региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Ревизия организации службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 4. Ревизия системы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 5. Ревизия результативности деятельности региональной маркетинговой службы
- Глава 14. Высшее образование как необходимое звено в реформировании российской экономики
- Глава 15. Международные экономические взаимоотношения
- Мировая торговля и распределение дохода
- 428019, Г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 сведения об авторах
- Содержание