Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
Располагаемый доход (I) может быть полностью истрачен на потребление, а может быть частично отложен в сбережения. В условиях расширенного воспроизводства национальный доход используется как на потребление, так и на сбережения.
Потребление (С) - это расходы населения на товары и услуги. Сбережения (S) – часть дохода, которая не идет на потребление. I = C + S
С ростом доходов возможности для сбережения части доходов возрастают. Таким образом, размеры сбережений зависят от величины дохода.
Предельная склонность к потреблению – это отношение любого изменения в потреблении к изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления.
∆C – изменение в потреблении ∆I – изменение в доходе
Предельная склонность к потреблению – это отношение любого изменения в сбережениях к изменению в величине дохода, которое привело к изменению сбережений.
∆S – изменение в сбережениях ∆I – изменение в доходе MPC + MPS = 1
Рост государственных расходов приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВВП. Соответственно, снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВВП.
Рост госрасходов подвержен эффекту мультипликатора (множителя). Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе состоит в следующем: увеличение госрасходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост госрасходов. Эффект мультипликатора проявляется только в условиях экономики неполной занятости.
Мультипликатор госрасходов рассчитывается по формуле:
где m – мультипликатор государственных расходов; ∆Y – прирост ВВП; ∆G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению.
Подобно государственным расходам, налоги также подвержены мультипликационному эффекту, но, в отличие от государственных расходов, налоги оказывают меньшее воздействие на ВВП.
Налоговый мультипликатор имеет вид:
где m – налоговый мультипликатор; ∆Y – изменение ВВП;
∆T – изменение налогов; MPC – предельная склонность к потреблению.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогам, имеет своим результатом увеличение ВВП. Причина этого в том, что прирост государственных расходов приводит к росту совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращающих уровень потребительского спроса, происходит на величину, гораздо меньшую.
Иногда правительство может выступать в качестве заемщика на рынке ссудных капиталов, что нарушает баланс спроса и предложения денежных ресурсов. Растут процентные ставки и как следствие этого происходит сокращение частных инвестиций в реальную экономику за счет отвлечения сбережений на финансирование бюджетного дефицита, т.е. действует эффект вытеснения.
Проблема сбалансированности государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами (налогами и др.).
Государственный долг – общая сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет.
Внутренний долг (долг своему населению) приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.
Внешний долг (долг иностранным государствам, организациям лицам) ложится на страну наибольшим бременем, так как его необходимо возвращать в первую очередь.
Способы покрытия бюджетного дефицита:
1. Выпуск государственных займов.
2. Усиление налогообложения.
3. Сокращение государственных расходов.
4. Монетизация дефицита посредством сеньеража. Сеньераж - доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег.
5. Внешние заимствования.
Подходы к проблеме регулирования бюджета.
Одни экономисты считают, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, но это может быть осложнено циклическим развитием экономики.
Другие выступают за функциональное финансирование, т.е. основная цель федеральных финансов – стабилизация экономики, а наличие дефицита имеет второстепенное значение.
Третьи – сторонники циклически балансируемого бюджета – доказывают, что бюджет может выступать инструментом антициклической политики. Дефицит допускается на фазах спада и депрессии, а на фазе подъема при повышении налогов и сокращении правительственных расходов может возникнуть положительное сальдо бюджета.
Теоретические основы денежно-кредитной политики. Монетаристская и кейнсианская концепции денежно-кредитного регулирования.
Существует два основных подхода к макроэкономическому регулированию, которые соответствуют в экономической науке двум основным школам: кейнсианской и монетаристской.
Кейнс и его последователи утверждают, что рыночная система нестабильна и в основном неконкурентна, поэтому нужна активная политика стабилизации экономики с упором на бюджетно-налоговую политику. Кейнсианцы основываются на анализе совокупных расходов. Совокупные расходы можно описать формулой (основное макроэкономическое уравнение):
Y= C+I+G+NX, где
Y - ВВП
C – потребление домашних хозяйств
I – валовые инвестиции
G – государственные закупки товаров и услуг
NX – чистый экспорт
Кейнсианцы считают наиболее эффективной бюджетно-налоговую политику, т.к. ее инструменты напрямую воздействуют на объем ВВП. Государственные расходы – составная часть совокупных расходов, а изменение в налогообложении оказывают прямое и самое существенное воздействие на потребление и инвестиции. Денежно-кредитную политику они считают неэффективной, т.к. она осуществляется через длинный придаточный механизм.
Монетаристы исходят из уравнения денежного обмена (уравнения Фишера):
M*V=P*Y, где
M – денежная масса
V – скорость обращения денежной единицы
P – уровень цен
Y – объем производства
P*Y – номинальный ВВП
Согласно монетаристам, предложение денег является решающим фактором, определяющим объем производства, занятость и уровень цен. Монетаристы считают бюджетно-налоговую политику слабой и неэффективной, т.к. она порождает эффект вытеснения.
Согласно обеим теориям, расширение денежного предложения увеличивает ВВП и наоборот, разница заключается только в количественном значении этих изменений.
Задачи и функции центральных банков в осуществлении денежно-кредитного регулирования.
Рыночному механизму необходима инфраструктура – система специализированных организаций, которые обсуживают потоки товаров, услуг, денег. К инфраструктуре относят кредитную систему. Банковская система является частью кредитной системы. В России на современном этапе банковская систем состоит из двух уровней:
- Центральный банк;
- коммерческие банки.
Центральный банк Российской Федерации – главное звено банковской системы. Он независим от правительства, подчиняется Федеральному собранию и выполняет функции, присущие только ему. Основными функциями Банка России являются:
разработка совместно с правительством единой государственной денежно-кредитной политики;
эмиссия наличных денег и организация их обращения;
установление правил осуществления расчетов, банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности банковской системы;
осуществление госрегистрации, надзора, лицензирования кредитных организаций;
регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
валютное регулирование и валютный контроль;
составление платежного баланса.
- Рыночная и смешанная экономика. Государственное регулирование. Дерегулирование.
- Государственное регулирование включает:
- Основные теории о роли государства в экономике.
- Классическая теория 17-18 века.
- Функции государства в смешанной экономике:
- Объекты государственного регулирования экономики:
- Статистические методы:
- Специальные методы:
- Виды нормативов:
- К методам прямого воздействия относятся:
- Экономическое содержание планирования. Формы планирования.
- Директивное планирование.
- Индикативное планирование.
- Стратегическое планирование. Государственное программирование как метод стратегического планирования.
- Методы прогнозирования экономического развития, их классификация.
- Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования экономического развития.
- Методы экспертных оценок
- Формализованные методы прогнозирования экономического развития.
- Методы математического моделирования
- Современная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
- К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:
- Контроль исполнения бюджета.
- Классификация налогов осуществляется в зависимости от:
- Цели и типы бюджетно-налоговой политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов.
- Мультипликационный эффект государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффект вытеснения инвестиций.
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Банковский мультипликатор. Взаимосвязь денежной базы и денежной массы.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год.
- Виды структуры национальной экономики.
- Государственная структурная политика: цели, задачи, направления.
- Методы реализации структурной политики.
- Отличительные признаки монополии. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- 65% И более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
- Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
- Оценка уровня монополизации рынка.
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- Закон Шермана 1890.
- Закон Клейтона 1914 год.
- Применение антитрестовского законодательства в сша.
- Естественные монополии и их регулирование в сша.
- Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат. Структура инвестиций.
- Оценка эффективности инвестиций.
- Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
- Система целей регулирования рынка труда:
- Административные методы:
- Экономические методы:
- Принципы системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Экономические методы .
- Административные методы.